«Чудо луча красоты в украшении жизни поднимет человечество».

Листы Сада Мории. Зов, 45.

Вести с «полей» достижений науки и техники в смысле громких побед в области робототехники и опытов по внедрению специальных управляющих чипов в нейронную сеть организма человека, казалось бы, должны вдохновлять и вселять гордость: мол, как смело и мощно утверждает себя передовая научная мысль, стремясь осчастливить всё человечество и завоевать околоземное и земное пространство, подчинив планету и весь Космос человеческому гению.

Но на деле этот самый технократический гений подводит земное сообщество к вырождению, а цивилизацию – к краху. Давно было сказано мудрыми мыслителями: «Мир спасёт красота» — иными словами, спасёт духовность, духовная культура; и уже нет времени рассуждать, необходимо решительно действовать, утверждая на нашей планете цивилизацию духовного типа.

Именно к освещению этого архи-животрепещущего вопроса подошли участники общественных слушаний в Общественной палате Российской Федерации, состоявшихся 22 марта с.г. и приуроченных к 90-лению создания знаменитой семьёй Рерихов Гималайского научно-исследовательского института «Урусвати» в долине Кулу, Индия.

Коротко коснёмся самих слушаний в ОП РФ, которые получили ёмкое название: «Духовно-нравственные основы науки, искусства, религии России и Индии сквозь призму наследия Рерихов». Организаторы: Национальный Рериховский комитет и Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия.

Институт «Урусвати» был создан в 1928 году в долине Кулу на севере Индии членами всемирно известной семьи Рерихов по завершении их многолетней Центрально-Азиатской экспедиции, в ходе которой был собран богатый исторический, археологический, этнографический, лингвистический, религиозно-философский, художественный объём материалов и артефактов, требующих глубокого и всестороннего изучения и осмысления. Мало того, сам Институт рассматривался как научно-исследовательская станция по изучению космических лучей и токов, идущих к земле из галактического пространства, а также обширного разнообразия уникальных лекарственных трав, произрастающих в окрестностях долины Кулу и на маршрутах экспедиций в Тибетское нагорье, которые неоднократно проводились Рерихами в тесном сотрудничестве с местными буддийскими ламами и учёными Запада, лично сотрудничавшими с «Урусвати», приезжавшими сюда из Европы или находящимися в тесной переписке с основателями Института. Широкий обмен научной информацией связывал их с сотнями исследовательских центров и со многими выдающимися учёными из разных стран мира. После начала Второй мировой войны из-за закрытия границ Индии как колонии Англии, участницы войны, все внешние связи с миром нарушились, и Институт был законсервирован.

Лишь в 1992 году младший сын Рерихов, Святослав Николаевич, яркий художник и общественный деятель, создал на территории Рериховского имения и бывшего Института «Урусвати» Международный мемориальный трест Рерихов (ММТР), президентом которого становится главный министр штата Химачал Прадеш, а вице-президентом – Посол России в Индии. Российское посольство постоянно оказывает большую помощь в работе Треста Рерихов. Учёные России, особенно специалисты из С.-Петербурга, и научные силы Индии планомерно ведут подготовку к возрождению деятельности «Урусвати», этого уникального российско-индийского международного научного института.

Прослушать все выступления участников слушаний по всестороннему обсуждению дальнейшей судьбы Института «Урусвати» можно, зайдя на сайт Национального Рериховского комитета по ссылке http://xn----7sbhgebbvdxuvxbg8e.xn--p1ai/259-slushaniya-v-oprf-posvyashchennye-90-letiyu-instituta-urusvati.

 

В конце развернувшейся на слушаниях дискуссии, посвящённой «Современным проблемам научного и культурного сотрудничества в свете традиций Института “Урусвати”», всех захватила, буквально взволновала горячая речь Ильи Николаевича Вольнова, кандидата технических наук, доцента кафедры Машиностроение, директора Центра технологической поддержки образования Московского государственного индустриального университета:

— Я хочу высказаться не в пользу науки, ведь она может работать только с объектами и системами, то есть она – ограничивший себя инструмент, и такие категории исследований, как психическая энергия, духовность, она ухватить не может. Следовательно, необходимо изменить науку, так как она уже не способна полноценно двигаться вперёд и изучать то, что открывается сейчас для познавания самой жизнью.

Давайте чётко поймём, что теперь происходит с нами. Современная наука последние двадцать-тридцать лет уже перестала быть поставщиком новых идей в культуру, в человеческое сообщество. Это указывает на очень сильный кризис отыскания новых смыслов. Я бы сказал – иных смыслов. Новые идеи – те, которые мы можем получить комбинаторно из уже существующих, а иные – идеи, которые просто не содержатся в предыдущем опыте. Теперь эти иные смыслы категорически нужны цивилизации.

Назрел кризис цивилизации – и это многие понимают и предпринимают некоторые шаги по выходу из него. Суть кризиса – он нарастает через ускоренное технологическое развитие. А это путь в никуда, к катастрофе!..

Магистральное технократическое развитие человечества – это технологический «пузырь», который усиленно раздувается всеми индустриальными странами.

Необходимо найти иной путь развития цивилизации. Есть быстрый путь – и сейчас он проявляется через мир технологий; и есть медленный – через мир духовного совершенствования человека, а он задавливается и оттесняется. Разрыв между нами увеличивается, что ведёт к неизбежной катастрофе жизни на Земле. Понимающие происходящее силы предлагают затормозить технологический прогресс, встать на позиции гуманизма и редактировать развивающие технологии через тотальное управление ими – но это тоже ведёт к катастрофе. То есть в мире тотального контроля личный мир человека схлопывается, человек уничтожается психологически, а в мире технократического развития уничтожается уже физический человек. Сейчас наша цивилизация находится в биении между этими двумя сценариями, и оба они олицетворяют дурную бесконечность, приводят к краху.

Надо вспомнить, что в своё время пришёл в науку Френсис Бэкон и кардинально изменил до него существующий способ мышления, сказав: теперь постигать Божественное мы будем не через Откровение, а через изучение Творения. Так возникло научное мировоззрение, пришедшее на смену религиозно-философскому. То есть нынешний цивилизационный кризис надо понимать, как кризис смены формата мышления.

Сейчас необходимо указать иной формат мышления, который в конечном счёте подводит к необходимости усовершенствования человека. Критерий развития такого самосознания человечества содержится в Учении Живой Этики – нам протянули «спасительную соломинку».

Современная наука предлагает усовершенствовать жизнь человека посредством манипуляций сознанием человека через технологические достижения и внедрения в нейронную сеть его организма. Наука в своём основании убеждена, что всё в мире, и человек в том числе, возникло как результат стохастических, случайных процессов – а значит творение несовершенно, его можно улучшить технологически.

Но на деле-то мы созданы по образу и подобию Творца. Наш микрокосм тождественен Макрокосму! То есть человек изначально совершенен с его внутренним, духовным беспредельным потенциалом – требуется только его раскрыть – эту бесконечную вселенную в каждом из нас. Нам, России, дан собственный образ будущего через Учение Живой Этики – это и есть иной путь смены формата мышления, в отличие от продвигаемого США образа будущего как концепции технологической сингулярности, ведущей к краху. Повторяю, Бесконечность внутри нас – и её надо раскрыть.

 

Подхватил тему Михаил Николаевич Чирятьев, член Национального Рериховского комитета, член-корр. МАНЭБ, советник РАЕН:

— Парадигма западной машинно-механической цивилизации – и Рерихи, а до них великие мыслители прошлого предрекали это – рушится на наших глазах. Этим обусловлен поворот России на Восток, к странам Азии. Думаю, здесь надо было начать не с Бэкона, а с Исаака Ньютона, который занимался алхимией и подобными философскими идеями тридцать лет, ввёл в научный оборот свои философские системы о живом Космосе с математическим обоснованием. Последователи Ньютона всё это урезали, и осталась голая механика. Так же в ХХ веке урезали философию К.Э. Циолковского, оставив только его космический аппарат. Однако идеи его «Монизма Вселенной», в том числе представления о небиологических, лучевых формах жизни в некоторой степени продолжил А.Л.Чижевский и другие учёные, изучающие направления космобиологии и солнечной активности. Можно продолжить этот ряд трудами Владимирского в астрономии, исследованиями по космической антропоэкологии Казначеева…

Сейчас объективно, самой жизнью назрел переход к новой парадигме. А те внешние силы, которые пытаются организовать науку, стратегии и нужных ориентиров в этом важном деле не находят, поэтому при желании строительства целостной, идущей наверх пирамиды, люди, не достигшие в своем духовном развитии и познании мира определённых высших «этажей», создают новые Вавилонские башни, думая, что строят пирамиду эволюционную. Чем это кончается, все знают.

Один из святых подвижников Индии Шри Рамана Махарши говорил про современную науку: «Как может учёный претендовать на открытие каких-то внешних истин, когда он не познал самого себя?» Вот в чём изначально заложена ошибка искажения, тупиковый путь – не познав себя, человек не очистит себя, не возвысит внутренние планы своего сознания до уровня того мышления, которое способно проникнуть в тайны бытия. Сейчас много действительно интереснейших научных открытий и в космологии, и в микромире квантовой механики, и т.д. Но очень мало людей, способных их интерпретировать через знания науки будущего. Они механистически подходят к тем грандиозным результатам, которые получили.

А выход есть! – в понимании Культуры Рерихов – это понятие синтетичное, многомерное, целостное. Она и даёт выход, так как через духовную культуру формируется новый человек, носитель духовного видения.

Елена Ивановна Рерих писала Л.А. Иогансон в письме от 27.01.1933 г.: «…жизнь есть лучший Учитель,.. но кто-то должен открывать на это глаза, и без ведущего Начала вся человеческая эволюция задержалась и растянулась бы на бесконечные века. Поэтому для ускорения так необходимы именно книги Учения, в которых собраны в сжатых огненных формулах все знания, накопленные веками глубоких многосторонних опытов. В книгах Учения вдумчивый ученик найдёт ответ на самые сложные проблемы жизни, освещённые со многих сторон, так же как и много совершенно конкретных утверждений по всем отраслям науки. И правильный подход к науке может быть лишь после твёрдого, всестороннего усвоения Учения. … Книги Учения, в которые, конечно, входят и «Тайная Доктрина» и «Письма Махатм», дают огромную пищу духу и знанию,... Так, зная «Тайную Доктрину», хотя и в несовершенстве ещё, особенно радуемся, когда видим, как новые открытия в науке всё более и более подходят и подтверждают данные в «Тайной Доктрине». Потому лично я предпочитаю хорошо ознакомиться именно с Учением, чтобы быть впереди, а не плестись в хвосте или даже забиться в тупик. Мы, со своей стороны, готовы всячески поощрять все отрасли науки и знания, но лишь там, где они лишены научных предрассудков и суеверий. Предрассудки или предубеждения в науке могут быть ещё страшнее, чем в религиях! Но освободиться от таких предрассудков и суеверий можно лишь путём Учения, ясно и твёрдо указующего лестницу восхождения к синтетическому, истинному Знанию».

Итак,«компас» для будущего дан! Потому что Учение Живой Этики подытожило и включило в себя Знание тысячелетий, знания мудрецов Мира.

Строя определённые планы по развитию государственной системы образования, науки, мы должны исходить из видения мудрых людей прошлого, таких как Вернадский, Бердяев, Рерихи, Флоренский – у нас в России были гиганты мысли, особенно в Серебряном веке. С конца XIX века произошёл мощный ноосферный взрыв в продвижении научной мысли: открытие электрона, открытие радия, радиоактивного распада, рентгеновских лучей, теории относительности. Этот взрыв создаёт современную цивилизацию. Но опять-таки из этих открытий берётся лишь «приземлённая» часть…

Сейчас мы подошли к новому рубежу. Он обозначен в программных трудах Елены Ивановны Рерих, таких как «У порога Нового Мира». И многое ещё не опубликовано, в том числе, о внутренних силах и свойствах самого человека. Например, должно прийти повсеместное понимание, что такое мысль, что есть психическая энергия. И настоящая революция в науке начнётся с признания и понимания материальности и онтологичности мысли. Откроется грандиозный Новый Мир.

Когда произойдёт переоценка высших человеческих ценностей, то уже не деньги будут руководить всем развитием жизни, а ум, совесть, знания, красота. Ведь Рерихи, говоря о Красоте, не просто абстрактно упоминали это величайшее понятие, они тем самым утверждали механизмы воплощения Высших идей, озаряющих сознание тех, кто двигает науку, прогресс, кто создаёт культуру — как синтез художественный, научный, философский, религиозный, вобравший весь опыт человечества. Нам нужно брать из него всё самое лучшее. Но чтобы брать лучшее, а не порождать очередные лабиринты и разрушающий души хаос, необходимо осознать вехи истории духовной мысли человечества, иметь критерии отбора, которые и даны в Учении Живой Этики. Вот в чём ценность наследия Рерихов для будущего всего человечества.

Наш Национальный Рериховский комитет краеугольным камнем своей деятельности ставит сотрудничество с государством. Нам нужно вместе создавать особые рабочие группы, чтобы готовить правительственные программы, чтобы предпринимать усилия по одухотворению науки, проводить исследования в этом ключе в разных местах России, ведь таланты везде есть, много их в Сибири. И конечно, индийская научная мысль и культурная традиция будут ярко помогать нам, потому что уже завязаны знакомства с рядом выдающихся людей современной Индии. Грандиозные возможности нам даны, давайте работать вместе! – во имя того лучшего будущего, к которому призывали Рерихи.

 

В своём заключительном слове Александр Прохорович Лосюков, президент Национального Рериховского комитета, сказал, что данные слушания в ОП РФ широко и глубоко осветили программу практических действий семьи Рерихов в науке и развитии самосознания человека через внедрение этой программы 90 лет назад путём создания Научно-исследовательского института «Урусвати» в Кулу. «Рерихи ещё тогда предлагали нам путь духовный, по которому должно продвигаться человечество, — продолжил А.П. Лосюков. – Теперь ясно, что современное образование, наука строятся не совсем правильно, потому и наши дети не учатся размышлять, думать. Считаю, необходимо снова организовать здесь, в Общественной палате РФ, специальные заседания, посвятив их более расширенному и детальному обсуждению возможных сценариев выхода из тупиковой ситуации, освещённой прошедшей дискуссией, с привлечением учёных, специалистов Комиссии по делам науки и образования. Тем более что председатель нынешних общественных слушаний, Денис Александрович Кирис, зам. председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, обещал оказывать всемерную поддержку рабочим предложениям, поступающим от сотрудников нашего Рериховского комитета».

Так, в начале заседания Д.А. Кирис подчеркнул необходимость привлечь силы государства для поддержки и развития Рериховского движения, а польза от этого союза будет большой и обоюдной:

— Задача Общественной палаты РФ и нашей Комиссии, чтобы движение Рериха не было просто общественной инициативой, его надо поддерживать на государственном уровне. Считаю, что должна быть федеральная целевая программа поддержки Рериховского движения в различных направлениях. Оно так и будет находиться в разрозненном состоянии, пока нет финансирования от государства. Общественная палата будет стараться помочь всем, чем сможет. Также необходимо привлекать частные инвестиции, молодых учёных — думаю, есть много людей, которых это обязательно заинтересует. … Рериха знают во всем мире, и наша задача – поставить его на тот пьедестал, на котором он по праву должен находиться.

 

И как итог слушаний – был зачитан А.П. Лосюковым проект Резолюции, в котором в том числе высказывались рекомендации властным структурам России создать на территории московской Усадьбы Лопухиных, где сейчас Музей Рерихов (филиал Музея народов Востока), — культурно-образовательный музейный комплекс «Дом Рерихов», действующий на основе общественно-государственного партнёрства с участием Музея Рерихов и Национального Рериховского комитета для изучения, систематизации и популяризации культурного, философского, художественного и научного наследия семьи Рерихов, для просветительской работы с общественностью и воспитательной работы с молодёжью.

А также прозвучало предложение при поддержке правительств России и Индии создать на территории бывшего имения Рерихов в Кулу, Индия, совместно с Мемориальным трестом Рерихов в Индии, современный научно-музейный комплекс с сохранением мемориальных зданий, художественных и научных коллекций, архивных материалов и других культурно-исторических ценностей, с восстановлением садово-парковой зоны – с возможностью посещения его туристами со всего мира, из разных стран.

Имена всех членов великой семьи Рерихов, их художественно-философское наследие очень привлекают, и интерес этот со временем будет всё больше возрастать по мере того, как вселенские идеи Рерихов станут глубже изучаться и становиться неотъемлемой, важнейшей составляющей нашей жизни. Недаром говорится, что через Рерихов человечеству указан путь в красоту и гармонию будущего более совершенного общества счастливых людей.

Подготовила Ольга Авилова.

Источник