С самого детства Е.И. Рерих выделялась среди окружавших ее людей. Во многих разных направлениях уже в юности она успела отличиться своими талантами и тонким вкусом.
В ту пору, когда еще не было известно ее великое предназначение, она продолжала свой путь служения людям, вдохновляя и поддерживая свою ныне всемирно известную семью. Н.К. Рерих так пишет про ее художественное чутье: «В 1903 году мы с Еленой Ивановной прошли и по Литве. Большое это было хождение по разным историческим местам. Всюду писались этюды – Елена Ивановна всюду снимала фотографии. Часть ее снимков вошла и в “Историю Искусства” Грабаря, и в другие труды, посвященные памятникам старины» (Рерих Н.К. Листы дневника).
Про неоценимую помощь супруги в реставрации художественных шедевров, которые коллекционировал Николай Константинович, он пишет так: «Бывало, возвращаешься поздно после какого-нибудь заседания и видишь, как ярко освещены два окна. Значит, Е.И. до поздней ночи возится с картинами. Наверно знаешь, что найдено что-то интересное. Помню, как Е.И. отмыла Ван Орлея и Петра Брейгеля и Саверея. Рука у Е.И. музыкальная – легкая и знает, где и насколько можно тронуть» (Рерих Н.К. Листы дневника).
Возможность применить и развить свое музыкальное и художественное дарование Елена Ивановна должна была принести в жертву своей основной жизненной миссии, о чем З.Г. Фосдик пишет так: «Е.И. рассказала, что всегда безумно любила музыку, страшно увлекалась красками (с раннего детства) и понимает, почему ей не было дано развить ни то ни другое. Если бы она избрала профессию, то всецело отдалась бы ей и не могла бы так воспитать детей, быть такой женой, и вся ее теперешняя миссия погибла бы. Значит, этого не должно было быть, а так, как все случилось, было необходимо для исполнения ее теперешней миссии. А краски ей нужно было понимать ради мужа и воспитания детей. Е.И. говорит, что сильный духом ищет и выбирает себе назначение в жизни, но таких — очень мало. В большинстве люди не слушаются голоса своего духа, потому столько исковерканных жизней» (Фосдик З. Мои Учителя. Дневник).
Теперь, конечно, множество людей почитают Е.И. Рерих не только как оригинального мыслителя, вдохновлявшего своего выдающегося мужа на многие начинания, умнейшую и талантливую во многих отношениях мать великого семейства признанных творцов науки и искусства, но в первую очередь как Матерь Агни Йоги и образец для подражания будущих поколений человечества.
5 октября 1955 года она покинула земной мир. Но уже в 1956 году в Гранях Агни Йоги читаем:
"Родные, если для вести далекой в сердце вашем вы место и время нашли, то и весть не замедлит. Проведем и утвердим опыт общения между духом, покинувшим Землю, и сознанием, живущим на Земле. Наша духовная близость и любовь между нами дает полную возможность осуществить это. Неважно, какое время избрать – утреннее или вечернее, но важно установить ритм, что сильно облегчит процесс. Первую мысль посылаю о единении. Единение надо усилить. Ослабло оно – идут кто в лес, кто по дрова. Батарея ослабла благодаря несогласованности, которая усилилась не только во взаимоотношениях между собою, но и внутри каждого в отдельности. Согласованность надо утверждать как основу преуспеяния и явить больше терпимости. Почему думать, что с уходом моим что-то изменилось? Не изменилось ничего, только я могу стать ближе для тех, кто захочет близость мою утвердить. Не мертвой, но живой меня почитайте, то есть считайте ушедшей за Светом для вас. Ушла, чтобы Свет принести, и ныне эту возможность уже можно осуществлять. Советы и указания так же легко будут даваться, как и при жизни, ибо связь идет через сердце, а сердце открыто всем мирам, ибо бессмертно. В сердце своем осознавайте меня в нем явно живущей. Не могу коснуться через мозг, мозг для Земли, но – через сердце. Правильно, что полны ожидания. Близки указанные сдвиги. Живите в чутком ожидании грядущих и уже происходящих перемен. И меня в сердце не умершей, но живой, но ушедшей за Светом и Светом вернувшейся к вам яро считайте».