Николай Константинович РЕРИХ

(09.10.1874-13.12.1947)

Крупный русский художник (живописец, график, монументалист, театральный художник, иллюстратор), академик Императорской Академии художеств, литератор (беллетрист, поэт, эссеист, мемуарист), крупный деятель российской и мировой культуры, крупный организатор художественно-педагогической деятельности в Российской империи и за рубежом, археолог, путешественник, самобытный мыслитель. Яркий представитель культуры и искусства Серебряного века (конец  19 – начало 20 вв.). В его жизни и деятельности наиболее полно выразился и получил развитие зародившийся в среде деятелей Серебряного века интерес к культурным и духовным традициям Востока. Доминировавшие в его творчестве художественные принципы и мировоззренческие позиции содержательно связывают его с такими яркими явлениями российской и мировой культуры, как русский модерн, символизм, русская теургическая эстетика, русская философия всеединства, русский космизм, русская школа теософии, русское евразийство и др. Председатель знаменитого общества художников-новаторов Серебряного века «Мир искусства». Директор Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств. Основатель и идейный вдохновитель образовательных и культурных учреждений в США, в частности Мастер-института объединенных искусств и Музея Николая Рериха (Нью-Йорк, начало 1920-х — середина 1930-х гг.). Руководитель Центральноазиатской экспедиции (1924–1928), экспедиций Гималайского института научных исследований «Урусвати» в Западный Тибет (1931, 1932 гг.) и Маньчжурской экспедиции (1934–1935 гг.). Основатель Гималайского института научных исследований «Урусвати» (1928 г.). Автор проекта политической, экономической и духовно-культурной интеграции народов Евразии — на основе создания соответствующего сообщества государств в Азии с участием и при ведущей роли СССР, — который был предложен им членам Советского правительства (Москва, 1926 г.). Автор международного «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха), подписанного членами Панамериканского союза (Вашингтон, 1935 г.); один из основоположников современной международной системы сохранения культурного наследия человечества. Один из инициаторов особых дружеских взаимоотношений между независимой Индией и Россией. Совместно с Е.И. Рерих стал основателем философско-этического учения «Живая Этика».


Елена Ивановна РЕРИХ

(12.02.1879-05.10.1955)

Крупный русский мыслитель; автор книг («Основы буддизма», «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», «Криптограммы Востока»), переводчик основных источников теософии Е.П. Блаватской. Участница Центральноазиатской экспедиции Н.К. Рериха (1924–1928). Совместно с Н.К.Рерихом основатель культурных и художественных учреждений в США — Мастер-института объединенных искусств и Музея Николая Рериха (Нью-Йорк), а также Гималайского института научных исследований «Урусвати» в Индии. Совместно с Н.К. Рерихом основоположник философско-этического учения «Живая Этика»; составитель и комментатор серии книг этого учения, основные концептуальные идеи которого во многом близки русской школе теософии, индийской веданте, буддийской этике, русской философии всеединства, русскому космизму, русскому символизму. В наше время учение Живой Этики вызывает заметный интерес как у последователей рериховской этической философии, так и у специалистов в области истории русской философии.


Юрий Николаевич РЕРИХ

(16.08.1902-21.05.1960)

Крупный русский ученый-востоковед (тибетолог, монголовед, индолог; лингвист, историк, культуролог, переводчик), путешественник. Автор ряда исследований по проблемам тибетского языкознания, традиционной культуры, истории и историографии народов Центральной Азии. Составитель многотомного «Тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями». Деятельный участник научных и художественных экспедиций Н.К. Рериха — Центральноазиатской экспедиции (1924–1928), экспедиций Гималайского института научных исследований «Урусвати» в Западный Тибет (1931, 1932), Маньчжурской экспедиции (1934–1935). Директор Гималайского института научных исследований «Урусвати», редактор научного сборника института. Вернувшись на родину в 1957 г., возглавил сектор философии и истории религии Института востоковедения АН СССР, внёс значительный вклад в возрождение школы российской буддологии, воспитал целую плеяду крупных учёных-востоковедов (Ю.М. Алиханова, Т.Я. Елизаренкова, Г.М. Бонгард-Левин, В.С. Дылыкова, А.Н. Зелинский, А.М. Пятигорский, Ш. Бира). Стал организатором первых выставок произведений Н.К. Рериха в СССР, которые имели большой успех. Передал в дар советскому народу значительное число произведений Н.К. Рериха, пытался реализовать идею создания самостоятельного государственного музея Николая Рериха в СССР для размещения этой коллекции, чему не суждено было сбыться в связи с его безвременным уходом из жизни.


Святослав Николаевич РЕРИХ

(23.10.1904-30.01.1993)

Крупный русский и индийский художник, общественный деятель, коллекционер, автор ряда работ по традиционному искусству Индии и теории изобразительного искусства. Академик Индийской национальной академии изящных искусств, Почетный член Академии художеств Болгарии, Почетный член Академии художеств СССР. В его искусстве выделяются три этапа развития: 1) ранний, американский, опирающийся на эстетику модерна; 2) средний, североиндийский, сочетающий академический реализм с художественным экспериментом; 3) зрелый, южноиндийский, характеризующийся расцветом собственного стиля пейзажной, жанровой, портретной и философско-символической живописи. Вице-президент Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) и других художественных и культурных учреждений Н.К. Рериха в США. Руководил исследованиями по биологии и медицине в Гималайском институте научных исследований «Урусвати». Много сделал для популяризации искусства своего отца Н.К. Рериха и идей Пакта Рериха в Индии. Развивал художественное образование в Индии. Способствовал развитию индийско-болгарского и российско-индийского культурного сотрудничества. Передал научную библиотеку своего брата Ю.Н. Рериха в Институт востоковедения АН СССР для создания его мемориального кабинета. Передал наследие родителей в СССР для создания комплексного музейного и культурно-просветительского учреждения.