6 января 2022 года (по григорианскому календарю) исполняется 150 лет со дня рождения великого композитора, одного из ярчайших представителей русского космизма Александра Николаевича Скрябина (1872–1915).

Все заставки цикла круглых столов НРК, названного "Космической симфонией огня", начинаются торжественным оркестровым призывом из Симфонии № 3 – "Божественной поэмы" А.Н. Скрябина (c-moll, Op. 43).

В финале монтажа видеозаписи 6-го круглого стола, посвященного Учению Живой Этики, звучит музыка из неоконченного произведения композитора "Предварительное действо" (редакция Александра Немтина), над сочинением которого он работал значительную часть своей творческой жизни.

Замысел композитора не ограничивался рождаемой им музыкой, которую по своей природе он и считал "сверхискусством". Всё же данное произведение было подготовкой к грандиозному Мистериальному Действу, в котором должны были через звучание инструментов огромного оркестра, хора в 7000 голосов, света и цвета, пластических форм хореографических композиций, ароматов отражаться возможности культурного синтеза возвышенных мыслей, ассоциативных подвижных, почти осязаемых душой, образов, навеянных Тайной Доктриной Е.П. Блаватской, мудростью философских откровений разных эпох, утонченной поэзией... На берегу Ганга в Индии Скрябин воображал свершить соборный, огненно очистительный "последний праздник человечества" перед его наступающим духовным преображением и новым циклом восхождения к Мировому Духу.

В конце XX века, в результате 26-летнего труда композитор Александр Немтин, используя музыкальные заготовки и поэзию Скрябина, создал версию начальной части "Предварительного действа".

 

Высказывания Рерихов об А.Н. Скрябине

 

Н.К. Рерих

 

СКРЯБИН

Вот чудеса! Из Южной Америки дошла весть о праздновании, бывшем в Москве в Июле в Музее Скрябина. Почему такие радостные сообщения должны совершать кругосветное путешествие, а не прийти через Иран или Афганистан?

Все, связанное с именем Скрябина, особенно радует. Последнее время на Западе его стали как-то избегать. И Стравинский и Кусевицкий замалчивали Скрябина, и капитальные его вещи стали редкими в концертах. Точно бы не по плечу пришелся. Кому-то не исполнить его было, а кому-то большое русское имя мешало.

Граммофон плохо передавал могучие созвучия скрябинских симфоний. "Поэма экстаза" так отвратно звучала в граммофоне, что и слушать было оскорбительно. А ведь нельзя же мыслить о Скрябине без его симфоний, давших новые дали мировой музыке.

И вот не на чванном Западе, а в родной Москве чествуется память великого композитора. Собирают все, до него относящееся. Даже портреты не только его самого, но и друзей его сносятся в народную сокровищницу. Последнее весьма примечательно. Кто-то чуткий и заботливый хотел создать атмосферу, в которой крепло дарование. Пути эти были нелегки. Вставала злоба против всего нового. Рутинное ухо не воспринимало утонченных созвучий. Сами задания казались кому-то слишком выспренними. Словом, не оценивалась сущность творчества.

Сами мы видели, как некие посетители концертов пожимали плечами и даже уходили до окончания вещи. Но были и преданные ценители. Они-то почуяли, какая новая сила нарастала и какие поворотные задания поднимут сердце молодежи.

Не верилось, когда пришла весть о кончине Скрябина, такой нелепой, недопустимой. Прометеев огонь снова угас. Сколько раз что-то злое, роковое пресекало уже развернувшиеся крылья. Но "Экстаз" Скрябина сохранится среди самых победных достижений.

Добрая дальняя весть. Живет в Москве имя Скрябина. Кто-то любит его и трудится над его достоянием. Наверно, молодежь.

15 Декабря 1940 г.

 

"Сущность, притом самобытная сущность, не сразу оценивается. Вот и потенциал Скрябина тоже со временем был понят и будет еще лучше понят".

Н.К. Рерих "Русскому литовцу", 17 ноября 1943 г.

 

"Прекрасно, если народ возносит творчество своих славных творцов. Известны широкие взгляды Скрябина. Предполагалось наше сотрудничество по инсценировке его симфоний. Ничтожная неосторожность вызвала отравление и унесла композитора в самый расцвет его творческих сил. Одна из самых безвременных потерь".

Н.К. Рерих "Спеши", 1 июля 1946 г.

"... многими отрицалось и тончайшее творчество Скрябина. В Скрябине и в Чюрленисе много общего. И в самом характере этих двух гениальных художников много сходных черт. Кто-то сказал, что Скрябин пришел слишком рано. Но нам ли, по человечеству, определять сроки? Может быть, и он и Чюрленис пришли именно вовремя, даже наверное так, ведь творческая мощь такой силы отпускается на землю в строгой мере. Своею необычностью и убедительностью оба эти художника, каждый в своей области, всколыхнули множество молодых умов.

В конце концов, разве мы знаем, где происходит наибольшее восприятие творчества?"

Н.К. Рерих "Чюрленис", 3 cентября 1936 г. Урусвати, Гималаи

 

 Е.И. Рерих об А.Н. Скрябине

"Талант был огромный, и надо надеяться, что он скоро посетит Землю и снова изберет нашу родину своим новым домом".

Из письма к В.Л. Дутко от 14.06.1947.

" Сейчас получили очередной бюллетень «Культура» из Шанхая, вероятно, и Рихард Яковлевич получает его. Номер весьма удачный, и в прекрасной статье о творчестве Скрябина имеется место, которое должно быть близко каждому последователю Учения Жизни, так автор статьи утверждает: «Больше всего боялся Скрябин мещанского благополучия, удовлетворения и покоя. Умирая, он говорил, что страдание необходимо, чувствуя себя отлично». Вы, должно быть, знаете, что он умер от заражения крови. Всем советую прочесть эту статью, в ней много верных и прекрасных мыслей".

Е.И. Рерих письмо Г.Ф. Лукину от 29.07.1939

"Конечно, грядущая великая эпоха должна дать и новое искусство. Это новое искусство уже явлено в творениях Н.К., и потому у него столько завистников. Так, можно ждать и возвращения Скрябина, который будет иметь в своем распоряжении более широкие возможности для выявления своей гениальности*. Многим талантам суждено вернуться и дать расцвет новой эпохи. Можно думать, что смысл нынешних войн в том, что они принесут великие перемены и очищения по всему лику Земли. Так, наши дети и внуки увидят небывалый подъем и расцвет науки и искусства. Пройдут тяжкие годы переустройства Мира, и свобода творчества и строительства с утроенной силою проявится в новых поколениях. Как давно было Сказано, что все события послужат лишь на пользу... и даже посредственный наблюдатель может уже видеть это".

* ...можно ждать и возвращения Скрябина ... для выявления своей гениальности. – А.Н. Скрябин, пожалуй, самый любимый композитор Е.И. Рерих, был близок и дорог ей по целому ряду причин – от общетеософского мировоззрения (ярко проявившегося в его творчестве) и любви к Е.П. Блаватской (также существенно повлиявшей на его музыкальные поиски) до огненных тем его крупнейших произведений. Главная мечта композитора о создании грандиозной преображающей Мистерии осталась неосуществленной, что, согласно эзотерическим учениям, должно запечатлеться в сознании творца неудовлетворенным стремлением. Здесь Е.И. Рерих говорит о возможности продолжения композитором его работы в следующем воплощении. (Комментарий редактора издания)

 Письмо Е.И. Рерих американским сотрудникам 9 апреля 1940 г.

(Письма в Америку в 3-х т. (1929-1955). М.: Сфера, 1996. – Т. 2. (1936-46). С. 306)

 

 

"Дни наши наполнены радостью. Книга «Беспредельность» – сколько духовного подъема дает она нам! Всем духом вливаюсь в эту красоту космического огненного творчества Беспредельности, в этот несущийся огненный призыв к Бытию, к созиданию, к вечному беспредельному исканию! Все пространство, каждый атом становится звучащим, и как чувствую эти несметные раздирающие и ликующие призывы. Хотелось бы выразить эти призывы в грандиозной симфонии объединенных оркестров и назвать ее «Зовы Пространства». Но нужен для нее новый и еще более мощный Скрябин".

Письмо Е.И. Рерих Н.К. Рериху и американским сотрудникам

5 августа 1929 г.