Из письма Е.И. Рерих к З.Г. Фосдик и Д. Фосдику от 23.02.1948 об уходе Н.К. Рериха
"Тяжка мне разлука с Н.К. Порой лютая тоска щемит сердце. Утешение нахожу лишь в сознании, что ему была дарована лучшая доля – закончить свою светлую деятельность прекрасным разрешительным аккордом, среди безумия мира еще раз провозгласить Знамя Мира. Наша любимая Индия приняла его Знамя и трогательно и мощно отозвалась на его уход. Не было города, газеты или журнала, где бы ни была отмечена незаменимая утрата для мира великого творца чудесных образов, гиганта мысли и замечательного деятеля на поле Культуры. Многими было отмечено богатство оставленного им духовного наследства и насущность для каждого сознательного человека принять и следовать его высоким Заветам. Сам он был примером несения подвига просвещения в жизни. Он был истинным наставником и другом человечества. Никто не уходил от него отягощенным, наоборот, он умел облегчить ношу каждого, направив его знание в правильном направлении и утвердив на путь мужественно осознанного труда на общее благо...
Сердце не выдержало не только отравы болезни, но и кровавой атмосферы, порожденной обезумевшим человечеством. Дух его томился, видя разложение во всем мире, так же тяжело переживал он и нарастающую русофобию в Америке, ибо знал, к чему приведет насаждение такой ненависти. Истинно, сердце его не выдержало последних напряжений и тоски за угнетение всего культурного, единственного оплота гибнущего мира.
Самая нежная, самая лучшая забота и любовь окружали его. День и ночь мы все дежурили при нем... Все было оборудовано как можно удобнее и приятнее для него. Но ничто не могло изменить решения Свыше. За неделю до ухода он имел видение Преподобного Сергия, который сказал: «Родные, зачем вам мучиться здесь, пойдемте со Мною, ко Мне – теперь же». И он ушел на этот зов тихо во сне, в три часа утра 13 декабря и в день новолуния.
Трое суток он оставался лежать в своей постели, мы не могли расстаться с ним. Он лежал под любимым образом Преподобного Сергия и сам казался истинным отображением этого Светоча. Тело его было предано огню на горной площадке с широким видом на три снежных гряды. На месте сожжения был водружен красивый осколок скалы и сделана надпись на индустани под знаком Знамени Мира. Место это будет охранено и станет центром паломничества для многочисленных почитателей. Никогда раньше я не видала сожжения, но должна признать, что зрелище было грандиозное и прекрасное. Когда костер подожгли с четырех сторон, пламя, подобно огненным крыльям, охватило его и устремилось ввысь, в безоблачную синеву. И день выдался необыкновенно прекрасным и парадным, все горы за ночь покрылись свежим снегом и сверкали кристальной чистотой. Ни малейшего дуновения ветра, ни малейшего дыма или угара, все было кончено в два с половиной часа, тогда как обычно сожжение берет не менее пяти и даже шести часов. Народ вынес свое заключение – «Ушедший был, истинно, великим Риши и Дэвом, и потому огонь сразу охватил его и унес с собою. Он будет хранить долину». На второй день мы собрали пепел, часть оставили на месте сожжения, а другую взяли с собою... За его болезнь мы еще больше полюбили его за его необыкновенное терпение и кротость... Если бы я знала с самого начала, что он уйдет, сердце мое не выдержало бы и я не смогла бы уявить ему всю любовь, всю заботу, всю нежность, не хватило бы сил. Сердце мое полно глубокой благодарности к Великим Владыкам за Их Мудрость и великое милосердие. Майя, наброшенная на меня, помогла ему и мне. Дух нашего Светлого Пасиньки настолько утончился, что он не смог бы отражать волны страшной ненависти, которая заливает сейчас весь мир".
Художник и провидец
Выступление С.Н. Рериха по Всеиндийскому радио в 1964 г.
В долине Кулу, древней Кулуте, в Наггаре, на виду у снежных вершин, среди деодаров и синих сосен стоит большой прямоугольный камень. На нем следующая надпись: "13-го декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет Мир." Камень стоит, как алтарь, будто изваянный самой рукой природы, которая придала ему вид почти совершенного прямоугольника. Это осколок, который отделился от ближнего утеса как будто для того, чтобы отметить место, где был кремирован бард Гималаев, запечатлеть место его последнего успокоения. Сегодня, 9-го октября, прошло 90 лет со дня рождения моего отца Николая Рериха. Скажу несколько слов о нем.
Наш покойный премьер-министр Джавахарлал Неру при открытии выставки картин моего отца сказал: "Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество изумительно - тысячи картин и каждая из них - великое произведение искусства. Когда высмотрите на эти полотна, из которых многие отображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих гор, которые веками возвышались над равнинами Индии и были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, многое не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном, и мы чувствуем, что мы в долгу по отношению к Николаю Рериху, который выявил этот дух в своих великолепных полотнах."
Трудно в краткой радиопередаче достаточно точно обрисовать человека, который прожил такую необычную жизнь и оставил такое огромное наследие. Я задержусь лишь на некоторых наиболее важных аспектах его жизни.
Всякий раз, когда я думаю о моем отце, я вижу перед собою его ясное и задумчивое лицо. Его добрые фиолетово-синие глаза, которые временами могли становиться совершенно темными. Я слышу спокойный голос. Он никогда не повышал его и все выражение лица отца отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основами его характера. Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора.
Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, и все же его продуктивность была изумительной. Когда он рисовал или писал, то делал это со спокойной обдуманностью. Когда он писал крупным почерком, он никогда не исправлял и не менял своих предложений, и менее всего своих мыслей. Это было постоянное поступательное устремление к известной определенной цели, и это можно сказать о всей его жизни. При всех обстоятельствах и более трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях.
С самых ранних школьных дней он ставил перед собой высокие идеалы великих итальянских мастеров эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи и Микеланджело. Уже будучи студентом, он писал об этих великих личностях, этой полной самоотверженности в поисках красоты и служения ей.
Николай Константинович родился в 1874 году в Санкт-Петербурге в России, в семье древне-скандинавского происхождения. Он одновременно посещал Академию художеств и несколько факультетов университета, в том числе, исполняя желание отца, факультет юридических наук. Позже учился за границей. Он был одарен блестящими умственными способностями исследователя и удивительной памятью, которая никогда не забывала, что ей было доверено.
Свои археологические исследования и раскопки он начал, когда ему было всего восемнадцать лет. Годы, которые он прожил в России, были замечательнейшим примером человеческой самоотверженности и подвига. Он шел в ногу с передовым искусством, возглавлял целый ряд просветительных учреждений, организовал и принимал участие во множестве других предприятий. Ко всему этому он писал тысячи картин, фресок, выполнял мозаики для общественных зданий и церквей, работал над декорациями и костюмами для опер и балетов, писал книги, очерки об искусстве и археологии, короткие рассказы, сказки и стихотворения, проводил исследования по археологии, истории и искусству. Он находил также время для собирания замечательных коллекций по искусству и археологии, которые были одними из лучших в России.
Некоторые из его декораций и костюмов, писанных для театра, например, к "Князю Игорю" и "Весне Священной", поставленные в Париже Дягилевым, стали классическими для сцены.
Это трагедия, что большинство фресок, исполненных им, не пережили разрушительных действий войн и остались для нас лишь в репродукциях и первоначальных эскизах.
Признание и слава пришли в ранний период творческой жизни моего отца. Когда он окончательно решился предпринять кругосветное путешествие, ему было всего 43 года, а он был уже мировой известностью, имел на своем счету огромное количество достижений.
Философия, великая восточная мысль привлекали его с самых ранних лет. Книги Шри Рамакришны, Свами Вивекананды и других были изданы в России в начале нашего столетия. Стихотворения и поэмы Тагора прекрасно переведены на русский язык великим литовским поэтом Балтрушайтисом. В то время в Париже русским знатоком искусства Голубевым была организована выставка индийского искусства. Отец посвятил этой выставке одну из своих статей и закончил ее следующими замечательными словами: "Живет в Индии красота. Заманчив великий индийский путь".
Этот путь привел его впоследствии в Индию, чтобы открыть для себя самого и для других красоты этой страны, изобразить, как никто до него не изображал, величие, возвышенную красоту и внутреннее значение Гималаев. Изучение философии и восточной мысли были постоянным мотивом в его поисках самопознания. Эти поиски золотой нитью проходят через всю его жизнь.
Естественно может возникнуть вопрос: нашел ли он то, что искал? Оправдались ли его ожидания? Да, тысяча раз да. Из своих сокровеннейших тайников жизнь открыла перед ним свои трансцендентальные дары, вделала жизнь его бесконечно богатой в своем кругозоре, откровениях и высоких соприкасаниях.
Он путешествовал повсюду, не только по России, Европе и Новому Свету, но также по Азии; и длительные экспедиции провели его через Среднюю Азию, Монголию, Тибет, Китай и Японию. Много лишений бы-[о испытано, много трудностей надо было преодолеть. Во время одной из экспедиций караван был задержан местными властями и им было запрещено продвигаться вперед. Пришлось провести зиму без необходимого снаряжения на высоте 16 000 футов. Все вьючные животные погибли из-за недостатка корма и суровых климатических условий. При всех этих испытаниях Николай Константинович продолжал свою работу, проводил свои исследования и писал свои прекрасные картины.
Моя мать была его постоянной спутницей. Философ и автор многих Книг, она разделяла с отцом все устремления и принимала участие во всей его работе. Многие из ее мыслей увековечены в его полотнах, много книг он посвятил ей. Так тесно было их творческое общение, что порою очень трудно провести черту, разделяющую их творчество.
Отец любил Индию, Гималаи и посвятил им много книг, очерков и тысячи своих полотен. Тот "Великий Индийский Путь", который постоянно манил его, стал реальностью, когда он приехал в Индию. Он мог прикоснуться к самим истокам великих философий, древней трансцендентальной мысли. Он путешествовал по всей Индии и Гималаям и в конце концов поселился в Кулу, где жил и работал до своей смерти в 1947 году. Он всегда предвидел и надеялся на более тесное сотрудничество между Индией и Россией. В заключении одной из своих статей об Индии, написанной во время экспедиции по Монголии, он писал: "О, Бхарата, наипрекраснейшая, позволь мне послать тебе мой сердцем прочувствованный восторг перед всем тем величием и вдохновением, которым полны твои древние города и храмы, твои луга, священные реки и Гималаи".
Как художник он работал в уникальном, только ему присущем стиле. Он был блестящим колористом, у него было чудесное воображение и дар композиции. Многие из его картин оказались пророческими. Великий русский писатель Горький назвал его величайшим интуитивистом, а Леонид Андреев определил его искусство как "Державу Рериха".
Рабиндранат Тагор в 1920 году писал отцу: "Ваши картины глубоко тронули меня. Они заставили меня осознать нечто очевидное, но нуждающееся в постоянном раскрытии, что правда беспредельна... Картины ваши ясны и все же невыразимы словами. Ваше искусство ограждает свою независимость, потому что оно велико".
Знаменательной вехой в жизни Николая Константиновича стало возникновение его Международного Пакта по охране культурных ценностей во время войн и междоусобиц. Этот Пакт, известный как Пакт Рериха, осуществился уже при жизни отца, а теперь он вошел в основу Договора, подписанного в 1954 году на Гаагском съезде всеми ведущими странами.
О моем отце существует огромная библиография, больше дюжины значительных монографий; многие сотни очерков и статей известных писателей и искусствоведов посвящены его искусству и творчеству. Несколько книг сейчас готовится к печати, и в Советском Союзе недавно вышла новая монография.
Многие страны почтили отца при его жизни. Он получил несколько высоких знаков отличия и состоял членом более полдюжины академий. Он был председателем, президентом, почетным членом бесчисленных организаций, научных корпораций и обществ. Но величайшим духовным наследством, оставленным им потомкам, являются его картины и его литературные произведения. Последние составляют 27 томов, не считая бесчисленных очерков и статей. Его наиболее известные книги следующие: "Собрание сочинений", "Нерушимое", "Алтай - Гималаи", "Сердце Азии", "Держава Света", "Твердыня Пламенная", "Шамбала", "Пути благословения", "Врата в Будущее", "Гималаи - Обитель Света".
Картин Н.К.Рериха насчитывается более семи тысяч. Они рассеяны по всему свету в музеях и частных коллекциях. В Индии полотна отца находятся во многих учреждениях: его картинам предназначены отдельные залы в Кала Бхаване в Бенаресе; в музее Тривандрума; в Аллахабадском музее; и новый зал будет открыт в музее Чандигарха.
Лучше всего его жизнь можно подытожить как беспрестанные поиски – поиски знания, самопознания и синтеза путем сосредоточенной творческой деятельности и служения.
С самых ранних лет он интуитивно чувствовал, что труд является великим очищающим и возвышающим принципом. Он верил, что путем сознательного труда человек освобождает и очищает себя; что желание и стремление творить нечто лучшее, более совершенное, с единственной целью сделать это еще прекраснее, устремляет нас на более высокую ступень. Эти поиски совершенства, это сознательное усилие найти лучшее выражение, этот беспрестанный ритм радостного труда являлись кредо отца в продолжении всей его жизни.
"Вера без дел мертва". Повторные удары молота выковывают из инертного металла осязаемые очертания. СЕРДЦЕ, МУДРОСТЬ, ТРУД и ТЕРПЕНИЕ были принципами, которые отец с ранних лет проводил в жизнь. Усердно прилагая их ко всему, что делал, он достиг завершенности и с уверенностью мог сказать: "В красоте мы объединены, красотою мы молимся, красотою мы побеждаем".