9 апреля 2022 года на базе Пензенского государственного университета и в режиме онлайн состоялся круглый стол по продвижению этических идей в науке, культуре, образовании и социуме.

Организаторы: Пензенское региональное отделение Международной Лиги защиты Культуры (ПРО МЛЗК), Пензенский государственный университет, Национальный рериховский Комитет (НРК).

Круглый стол поддержали: Министерство образования Пензенской области, ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», Управление образования г. Пензы, ОО «Рериховское общество г. Пензы».

Круглый стол стал продолжением развития этических идей, озвученных в декабре 2021 года на Всероссийской научно-общественной конференции.

В круглом столе приняли участие ученые, культурные и общественные деятели, педагоги из городов Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы и представитель Пензенской духовной семинарии. Участников круглого стола приветствовала заместитель министра образования Пензенской области О.В. Милаева. Она поделилась своим видением этики как науки о счастье и пожелала плодотворной работы, новых социальных связей, которые помогут расширить представление о современной этике и наладить контакты между учёными.

В работе круглого стола приняли участие:

Салычев Анатолий Владимирович — председатель ПРО Международной Лиги защиты Культуры, член НРК;

Буданов Владимир Григорьевич — председатель Научного совета НРК, руководитель сектора Института философии РАН, проф. РАНХиГС при Президенте РФ, член Международной академии исследования будущего, д-р филос. наук, канд. физ.-мат. наук (Москва);

Кондрашин Виктор Викторович — д-р. ист. наук, проф., руководитель Центра экономической истории Института российской истории РАН (ИРИ РАН);

Герасимова Ирина Алексеевна президент Национального рериховского Комитета, главный научный сотрудник Института философии РАН, д-р филос. наук, проф. (Москва);

Ермолин Алексей Анатольевич — педагог-новатор, председатель Союза "Русская школа созидающего мышления и нравственного воспитания", "учитель-просветитель года" национальной премии "Знание", автор учебника для школьников "Основы инфографики" (внесен в федеральный перечень учебников) (Москва);

Чирятьев Михаил Николаевич — председатель Санкт-Петербургского отделения НРК, член Совета попечителей Международного мемориального треста Рерихов в Куллу (Индия), чл.-корр. Международной академии наук экологии и безопасности человека и природы, советник РАЕН;

Плешков Александр Николаевич — директор Дома-музея В.О. Ключевского (Пенза);

Найниш Лариса Алексеевна — проф. каф. "Начертательная геометрия и графика" Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, д-р пед. наук;

Мешкова Людмила Николаевна — канд. филос. наук, доц. каф. "Изобразительное искусство и культурология" Пензенского государственного университета;

Иеромонах Мелхиседек — ст. преподаватель каф. библеистики и богословия Пензенской духовной семинарии, канд. богословия;

Зимняков Александр Михайлович — канд. хим. наук, доц. каф. ХиТиМОХ Пензенского государственного педагогического института им. В.Г. Белинского. 

В своем выступлении председатель ПРО МЛЗК А.В. Салычев обратил внимание на то, что кроме освещения мировоззренческих, философских вопросов, необходимо этическое просвещение, соединение теории с практикой. Он отметил, что становление нового, многополярного мира без трансформации сознания, мировоззрения души и духа человека не приведут к желаемому. Анатолий Владимирович высказал своё мнение, на каких основах нужно выстраивать этические принципы. Это идея культуры – синтез науки, искусства, религии, философии и этики, как понимали её Н.К. Рерих и Д.С. Лихачев, идея ноосферного развития и идея патриотизма. Этический кодекс культуры, как пилотный проект для социума, по его мнению, сформируется со временем, как закономерное, вытекающее из этического просвещения, следствие.

Доктор философских наук В.Г. Буданов охарактеризовал нравственную этику простыми категориями, услышанными от одного из служителей православного храма. Как должен человек относится к жизни: к будущему – с надеждой, к прошлому – с благодарностью, к Высшему – с почитанием, к низшему – с покаянием, к миру – с любовью, к внутреннему – со вниманием. Соблюдение этих простых постулатов даёт возможность к распространению интегральной этики. Он отметил, что ценности прошлых веков в культурах разных стран и эпох, надо почитать и воспроизводить и что наука и знания о Вселенной позволили расширить эти понятия. Неуважение к традициям не способно формировать будущее, идет разрушение Высшего Начала. Надежду дает Учение Живой Этики, в котором те же заповеди, но даётся понимание смысла жизни на уровне человека, гражданина мира.

Профессор И.А. Герасимова обратила внимание на необходимость создания центров междисциплинарной этической экспертизы проектов в рамках общественно-государственного партнерства. Эти центры, по её мнению, должны работать на основе ноосферной этики, соблюдать баланс природно-экономических интересов, анализировать сценарии последствий взаимодействия природы и человека. Ирина Алексеевна отметила, что отношение к природе, как ко всему живому, воспитывается культурой. Должна быть ответственность перед собой, семьёй, коллективом, планетой, космосом. В Учении Живой Этики говорится о том, что поменялся вектор эволюционного развития в сторону духовности – основы ноосферной этики.

Советник РАЕН М.Н. Чирятьев в продолжение темы истины сказал, что истина это цель, добродетель – путь, связанный с этикой. В основе всего должна быть любовь, которая есть добродетель и истина в пространстве культуры. Михаил Николаевич, рассуждая о причинах кризиса западной, механической цивилизации, сказал, что одной из причин этого является подчинение Высшего познания низшим инстинктам, вопреки законам эволюционного развития, угождать плоти, а не служению бескорыстной любви друг к другу. Следующая причина это извращенное понятие свободы, приведшее к самостным желаниям, взаимному истреблению, а не к этическому пути, ведущему к Братству и Красоте Бытия, заложенной в Культуре. Далее он отметил, что Учение Живой Этики открывает врата осознания основ Нового Мира и что новым центром развития будет Россия.

На круглом столе были озвучены и поддержаны следующие инициативы:

- ПРО МЛЗК, как инициатору круглого стола, обобщить наиболее актуальные и перспективные предложения с целью дальнейшего их согласования и проработки на следующей рабочей встрече (формат круглого стола);

- обсудить вопрос по созданию научно-общественной комиссии (комитета) по этике, которая возьмется решать вопросы, связанные с продвижением этических идей в социум;

- вынести на обсуждение вопрос по созданию культурно-просветительского центра по этике и научной этической экспертизы в рамках государственно-общественного партнерства (вариант – на базе Института регионального развития Пензенской области);

- продумать организацию проведения научных и культурно-просветительских лекций по этической тематике с целью создания условий для поворота общественного мнения в сторону осознания важности и необходимости внедрения этических идей в общественное сознание;

- довести до сведения Института регионального развития Пензенской области предложение канд. хим. наук, преподавателя ПГПИ им. В.Г. Белинского А.М. Зимнякова о включении в подготовку педагогических кадров вопрос по духовно-нравственному просвещению учащихся.

По результатам круглого стола было принято решение направить резолюцию в органы власти и государственные и общественные организации.

Видео круглого стола: http://www.cultura-svet.ru/Video_KS2022.html