Некоторые аспекты творческой жизни Николая Рериха

Святослав Рерих

 

Хотя уже существует обширная международная библиография, посвященная различным аспектам творческого гения проф. Рериха, полнейшее труд обо всех его работах еще не написан. Потребуется несколько лет, чтобы должным образом классифицировать все огромное культурное наследие, которое он оставил потомкам, и в этой краткой сводке мы перечислим лишь несколько основных моментов его жизни, которые могут помочь изучающему его творчество.

Потребуется несколько лет, чтобы должным образом классифицировать все огромное культурное наследие, которое он оставил потомкам, и в этой краткой сводке мы перечислим лишь несколько основных моментов его жизни, которые могут помочь изучающему его творчество.

Он родился в 1874 году в Санкт-Петербурге и свое школьное, а также высшее образование получил в этом городе.

Поместье в Изваре возле Санкт-Петербурга, где проводил детские годы Николай Рерих

Будучи студентом, он одновременно посещал Академию художеств, исторические и филологические курсы Санкт-Петербургского университета, юридический факультет и Институт археологии; позже он уехал учиться за границу. Это прекрасное обучение стало основой, которая дала ему ту поразительную широту видения и понимания, на которой он выстроил свое прекрасное сооружение своих достижений.

Его сердце и мысли принадлежали всему человечеству, всем народам.

Как художник он написал более 7000 картин, посвященных широкому кругу сюжетов, от исторических больших композиций, написанных в академическом и более реалистичном стиле в духе конца 19 века, до его более поздних очень декоративных, красочных и уникальных картин, изображающих высшие устремления человека. Он черпал свои темы из Великой книги жизни, поисков человеческого, философских доктрин и религий, а в более поздние годы наряду со своими творческими картинами он также писал возвышенные пейзажи Гималаев, которые он так любил и которые сделали его известным как "Мастер гор". Его картины висят в ведущих музеях, а также в важнейших частных галереях мира. Здесь, в Индии, они являются частью многих государственных коллекций, и в Траванкоре им отведено отдельное здание, в то время как в Аллахабаде и Бенаресе отведены отдельные залы.

Он был выдающимся художником настенной росписи, и его монументальные фрески для Казанской железной дороги в Москве и церкви Святого Духа в Талашкино, под Смоленском, являются наиболее известными среди его работ. Он также создал множество мозаик.

Его вклад в сценическое искусство также был очень важен. Он написал декорации практически ко всем операм Вагнера и ко многим операм Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, а также к Метерлинку и другим.

Его работа для балета была не менее значимой: его "Половецкие пляски" и "Весна священная" стали классикой сцены.

Его опубликованные работы как автора и исследователя составляют около 27 томов, в основном посвященных культурным, философским и общечеловеческим темам.

Наиболее известными являются:

1. Полное собрание сочинений 1914 года;
2. Цветы Мории, 1921;
3. Адамант, 1925;
4. Алтай – Гималаи, 1929;
5. Пути благословения, 1929;
6. Держава Света, 1929;
7. Пламя в чаше, 1929;
8. Сердце Азии, 1929;
9. Шамбала, 1930;
10. Твердыня пламенная, 1933;
11. Врата в Будущее, 1936;
12. Прекрасное единение, 1946;
13. Гималаи — обитель Света 1947;
14. Химават, 1947.

Помимо этого, он написал множество статей для ведущих периодических изданий Индии и за рубежом. Его стихи публиковались как на русском, на котором они были им написаны, так и на других языках. Английский перевод был в переводе Мэри Сигрист. Он оставил несколько неопубликованных рукописей.

  

Как исследователь и ученый он провел обширные археологические исследования и раскопки в России, а позже организовал экспедицию в Центральную Азию, которая заняла почти пять лет. Отправившись из Индии в 1924 году, он вернулся через Тибет в 1928 году. Он поселился в Гималаях с 1928 года, и, за исключением нескольких поездок за границу и в Индию, а также одной крупной экспедиции в Монголию и Китай в 1935 году, он оставался в Гималаях.

Он организовал этнологическое, лингвистическое, а также ботаническое и зоологическое исследование Западных Гималаев, в работе над которым ему в основном помогал его сын Юрий Рерих, сам выдающийся ученый, и другие приглашенные ученые.

Как культурный вождь он был связан с многочисленными культурными и научными организациями по всему миру. Он был главой Императорского Общества поощрения художеств в России с его обширными ответвлениями. Он был первым председателем знаменитого общества “Мир искусства” и председателем Совета женских курсов высших архитектурных знаний, а также принимал ведущее участие во многих других организациях.

В Америке он основал Институт объединенных искусств, Международный художественный центр, и был почетным председателем Музея Рериха с его филиалами в Европе, Америке и на Востоке. Его вера в то, что Мир может прийти только через Культуру, побудила его предложить Международный пакт о защите культурных ценностей, который стал известен как Пакт Рериха и Знамя Мира. Этот Пакт был ратифицирован [точнее, подписан] 21 страной и одобрен 36 странами, включая Индию.

Ему воздавади почести многие страны, их правительства, их ученые органы и научные организации. Он был кавалером российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира. Он был кавалером югославского ордена Святого Саввы 1-й степени и французского ордена Почетного легиона. Он был кавалером шведского королевского ордена Полярной звезды 1-й степени. Он стал членом нескольких академий и многих научных организаций по всему миру. Некоторые из его членств приведены здесь, чтобы показать масштабы его вовлеченности:

1. Член Российской академии художеств.
2. Член Югославской академии наук и искусств, Загреб.
3. Член Португальской академии [точнее, член-корреспондент Института Коимбры], Коимбра, Португалия.
4. Член [точнее, иностранный член-корреспондент] Реймской академии, Франция.
5. Член [почетный академик, как пишет сам Н.К. Рерих] Академии наук Института Болоньи, Болонья, Италия.
6. Почетный член Комитета по культуре, Буэнос-Айрес, Аргентина.
7. Вице-президент [Международного] Общества Марка Твена, США
8. Почетный член [организации по продвижению письменности нагари] «Нагари Прачарини Сабха», Бенарес, Индия.
9. Почетный член Общества [друзей] Морэ, Франция.
10. Член Красного Креста, Франция.
11. Член Общества изучения первобытного общества, Франция.
12. Пожизненный член Федерации французских художников, Париж.
13. Участник Осеннего салона в Париже.
14. Пожизненный член Общества антикваров, Париж.
15. Почетный член Сецессиона, Вена.
16. Почетный президент Международного союза в поддержку Пакта Рериха, Брюгге.
17. Член-покровитель Исторического академического общества, Париж.
18. Почетный президент Французского общества Рериха, Париж.
19. Член-учредитель Этнографического общества, Париж.
20. Почетный президент Академии Рериха, Нью-Йорк.
21. Почетный президент Ассоциации содействия развитию культуры «Flamma», Индиана, США
22. Почетный президент Филадельфийского общества Рериха, Филадельфия, США
23. Почетный член Общества охраны исторических памятников, Нью-Йорк.
24. Почетный президент Латвийского общества Рериха, Рига.
25. Почетный президент обществ Рериха в Литве, Югославии, Китае и др.
26. Почетный член Института Боса в Калькутте.
27. Пожизненный член Королевского азиатского общества в Бенгалии, Калькутта.
28. Пожизненный член [Индийского] Общества восточного искусства, Калькутта.
29. Почетный президент и доктор литературы Международного буддийского института, Сан-Франциско, Калифорния.
30. Почетный член Русского историко-культурного музея, Прага.
31. Почетный член Ассоциации друзей Лузации, Париж.
32. Почетный член Лиги защиты искусства, Париж.
33. Попечитель Общества искусств Амритсара, Амритсар, Индия.
34. Член-благотворитель Ассоциации международных исследований, Париж.
35. Почетный член Национальной ассоциации писателей и журналистов, созданной для увековечивания имени Юджина Филда, Сент-Луис, США.
36. Почетный член Общества Браурведа, Ява.
37. Почетный член Национальной ассоциации натуропатов Америки, Лос-Анджелес, Калифорния.
38. Почетный президент Центра искусства и культуры, Аллахабад, Индия.
39. Президент Лиги Культуры США.
40. Почетный президент Американо-русской культурной ассоциации, Нью-Йорк, США.
41. Вице-президент Американского института археологии, США.

Есть и многие другие членства.

Надеемся, что несколько приведенных выше фактов послужат ориентиром для изучающих обширное поле творческой деятельности Николая Рериха и направят их к центральной нити всей его жизни — поискам Высшего Я, стремлению к Служению.

Из книги NICHOLAS ROERICH BY HIS CONTEMPORARIES (A FEW EXCERPTS). W.Q. Judge Press, Bangalore, 1964


Держава Рериха

Л.Н. Андреев

Рерихом нельзя не восхищаться, мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения. Даже для профана, который видит живопись смутно, как во сне, и принимает ее постольку, поскольку она воспроизводит знакомую действительность, картины Рериха полны странного очарования; так, сорока восхищается бриллиантом, даже не зная его великой и особой ценности для людей. Ибо богатство его красок беспредельно, а с ним беспредельна и щедрость, всегда неожиданная, всегда радующая глаза и душу.

Видеть картину Рериха – это всегда видеть новое, то, чего вы не видали никогда и нигде, даже у самого Рериха. Есть прекрасные художники, которые всегда кого-то и что-то напоминают. Рерих может напоминать только те чарующие и священные сны, что снятся лишь чистым юношам и старцам и на мгновение сближают их смертную душу с миром неземных откровений. Так, даже не понимая Рериха, порою не любя его, как не любит профан все загадочное и непонятное, толпа покорно склоняется перед его светлой красотою.

И оттого путь Рериха – путь славы. Лувр и музей Сан-Франциско, Москва и вечный Рим уже стали надежным хранилищем его творческих откровений; вся Европа, столь недоверчивая к Востоку, уже отдала дань поклонения великому русскому художнику.

Колумб открыл Америку, еще один кусочек все той же знакомой земли, продолжил уже начертанную линию – и его до сих пор славят за это. Что же сказать о человеке, который среди видимого открывает невидимое и дарит людям не продолжение старого, а совсем новый, прекраснейший мир!

Целый новый мир!

Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесенный ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах. Там есть восходы и закаты, другие, чем наши, но не менее прекрасные. Там есть жизнь и смерть, святые и воины, мир и война – там есть даже пожары с их чудовищным отражением в смятенных облаках. Там есть море и ладьи... Нет, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и глубокого моря не знает земная география. И, забываясь, можно по-смертному позавидовать тому рериховскому человеку, что сидит на высоком берегу и видит – видит такой прекрасный мир, мудрый, преображенный, прозрачно-светлый и примиренный, поднятый на высоту сверхчеловеческих очей.

Ища в чужом своего, вечно стремясь небесное объяснить земным, Рериха как будто приближают к пониманию, называя его художником седой варяжской старины, поэтом севера. Это мне кажется ошибкой – Рерих не слуга земли ни в ее прошлом, ни в настоящем: он весь в своем мире и не покидает его.

Даже там, где художник ставит себе скромной целью произведение картин земли, где полотна его называются «Покорением Казани» или декорациями к норвежскому «Пер Гюнту», – даже и там он, «владыка нездешний», продолжает оставаться творцом нездешнего мира; такой Казани никогда не покорял Грозный, такой Норвегии никогда не видел путешественник. Но очень возможно, что именно такую Казань и такую битву видел грозный царь в грёзах своих; но очень возможно, что именно такую Норвегию видел в мечтах своих поэт, фантазер и печальный неудачник Пер Гюнт – Норвегию родную, прекраснейшую, любимую. Здесь как бы соприкасаются чудесный мир Рериха и старая, знакомая земля – и это потому, что все люди, перед которыми открылось свободное море мечты и созерцания, почти неизбежно пристают к рериховским «нездешним» берегам.

Но для этого надо любить север. Дело в том, что не занесенная на карты держава Рериха лежит также на севере. И в этом смысле (не только в этом) Рерих – единственный поэт севера, единственный певец и толкователь его мистически-таинственной души, глубокой и мудрой, как его черные скалы, созерцательной и нежной, как бледная зелень северной весны, бессонной и светлой, как его белые и мерцающие ночи.

И еще одно важнейшее можно сказать о мире Рериха – это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю – да и кто знает имя правды? – но ее присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым, странным светом. Словно снял здесь художник с человека все наносное, все лишнее, злое и мешающее, обнял его и землю нежным взглядом любви – и задумался глубоко. И задумался глубоко, что-то прозревая... Хочется тишины, чтобы ни единый звук, ни шорох не нарушил этой глубокой человеческой мысли.

Такова держава Рериха. Бесплодной будет всякая попытка передать словами и ее очарование и красоту; то, что так выражено красками, не потерпит соперничества слова и не нуждается в нем. Но если уместна шутка в таком серьезном вопросе, то не мешает послать в царство Рериха целую серьезную бородатую экспедицию для исследования. Пусть ходят и измеряют, пусть думают и считают; потом пусть пишут историю этой новой земли и заносят ее на карты человеческих откровений, где лишь редчайшие художники создали и укрепили свои царства.

1919

 

Завет

Собственности у меня нет. Картины и авторские права принадлежат Елене Ивановне, Юрию и Святославу. Но вот что завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Пусть познавание чужих стран лишь приведет к Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам. Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычные. Сокровища азийские доверены этим многим народам для дружного преуспеяния. Доверены пространства, полные всяких богатств. Даны дарования ко всем областям искусства и знания. Дана мысль об общем благе. Дано познание труда и бесстрашная устремленность к обновлению жизни. Народы поют и способны к украшению жизни. Где нарождается красота, там придет и расцвет всех трудовых достижений. В мирном труде познается и мир всего мира. В мире идет строительство и светлое будущее. А где постройка идет, там все идет. Полюбите Родину всеми силами – и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идет строитель! Идет Народ Русский!

Николай Рерих
Гималаи, 24 октября 1939