Воспоминания журналиста, дипломата, сотрудника НРК Сергея Витальевича Кармалито о Святославе Николаевиче Рерихе. Публикуется впервые.

С.Н. Рерих, С.В. Кармалито и Девика Рани в номере гостиницы «Ашока»
О встречах с С.Н. Рерихом
Небожитель
Мне довелось познакомиться со Святославом Николаевичем Рерихом в мае 1985 года, когда в советском посольстве в Нью-Дели состоялась церемония вручения ему ордена Дружбы народов. Высокой награды знаменитый художник и общественный деятель был удостоен за полгода до этого события в знак признания его вклада в развитие и укрепление дружбы и культурного сотрудничества между Советским Союзом и Индией.
Спустя почти сорок лет хорошо помню, что в тот день в парадном Белом зале посольства витала совершенно удивительная атмосфера: к обычной торжественности прибавилось ощущение какого-то волшебства, таинства происходящего. Думаю, тогда это почувствовали многие из присутствовавших, среди которых были видные индийские политики, учёные, представители культурной элиты, активисты обществ индийско-советской дружбы. Такое впечатление вызывал сам облик Святослава Николаевича. Убелённый сединой патриарх с иконописным лицом, как казалось, был полностью отрешён от окружающей протокольной суеты и оставался погружённым в свои размышления, излучая при этом энергию покоя и умиротворения. Рядом с советником-посланником А.И.Фиалковским, который исполнял тогда обязанности главы дипмиссии и был облачён в чёрный, расшитый золотом мундир, он представлялся мне загадочным небожителем, по удивительной воле случая оказавшемся на дипломатическом приёме.

С.Н.Рерих и А.И.Фиалковский на церемонии вручения награды
Огласив Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении С.Н.Рериха, Фиалковский особо подчеркнул значение его общественной деятельности и творчества в упрочении и расширении проверенных временем дружеских советско-индийских отношений, в деле взаимного духовного обогащения народов двух стран, продвижения гуманистических идеалов в мировой культуре.
В ответном слове Святослав Николаевич отметил, что воспринимает высокую советскую награду как оценку того, что сделано всей семьёй Рерихов. «Мы всегда работали посильно на сближение Советского Союза и Индии, и счастливы, что эти связи, дружба наших стран всё время растут, укрепляются», - сказал он.
По его словам, само наименование ордена имеет глубокий символический смысл. «Что есть дружба? Это то, к чему мы все стремимся. Это именно то, чего жаждут всё люди, что их связывает и даёт возможность смотреть в будущее с надеждой и уверенностью».

С.Н.Рерих с орденом Дружбы народов
«Стремление к дружбе - непременный залог долгожданного мира во всём мире, - убеждённо говорил С.Н.Рерих. - Без этого невозможно помышлять о том, чтобы на земле утвердились благополучие и процветание. Отрадно, что в Индии множится число искренних, сердечных, верных друзей Советского Союза. Я уверен, эта дружба – великий магнит, который будет притягивать другие народы и страны, служить мощной силой, которая даст человечеству определённое ощущение безопасности и стабильности, будет вести по пути созидания нового, более счастливого мира. Она сама по себе – огромное достижение и, возможно, самый большой дар, который мы можем передать другим народам. Будем же надеяться, что всё, заложенное в наши связи, с годами станет ещё глубже и крепче, и вместе трудиться с уверенностью, что наше дело правое».
После церемонии мне удалось коротко переговорить с Рерихом. Сдерживая почтительный трепет, я поинтересовался, нельзя ли с ним встретиться, чтобы подготовить интервью для информационного агентства ТАСС. «Что ж, это, конечно, возможно», - с улыбкой откликнулся Святослав Николаевич. И радушно добавил: «Приезжайте к нам в Бангалор. Там и поговорим».
Провидец
Воспользоваться любезным приглашением мне удалось не скоро - в ноябре 1986 года. Однако, несмотря на такую долгую отсрочку, поездка в Бангалор превзошла мои ожидания.
Из гостиницы «Ашока» я сразу направился по адресу бангалорской резиденции Рериха. Это был небольшой дом в одном из довольно плотно застроенных жилых кварталов столицы штата Карнатака. Приятным сюрпризом стало то, что Святослав Николаевич встретил меня вместе со своей супругой Девикой Рани.
Мы расположились в креслах за журнальным столом в маленькой, скромно обставленной гостиной. Напомнив об обстоятельствах нашего знакомства в посольстве, я вручил Рериху сделанные тогда фотографии. Ему они понравились, и намеченное интервью как-то само собой превратилось в неспешное, задушевное общение за чашкой чая.
Отчасти такую тональность нашему разговору придало и занятное воспоминание, которым неожиданно поделился Святослав Николаевич. Предлагая чай, он также пододвинул ближе ко мне сахарницу. На что я, поблагодарив, пояснил, что пью чай без сахара. А в ответ Рерих с улыбкой заметил: «Это, знаете ли, новое веяние. Теперь. А когда у меня был здесь вот Косыгин, то я его спрашиваю за чаем: «Сколько вам положить сахару?» Он на меня посмотрел и сказал: «Чем больше, тем лучше».

В доме Рерихов в Бангалоре
В начале нашей беседы, продолжавшейся более часа, Святослав Николаевич поинтересовался последними новостями в жизни нашей страны. Он был хорошо осведомлён о курсе советского руководства на перестройку и гласность и особенно одобрительно отзывался о мирных инициативах, направленных на устранение угрозы мировой ядерной катастрофы. Отдельно упомянул и о деятельности СААРК – Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии, второй саммит которой как раз в те дни состоялся в Бангалоре.
- Видите ли, - заметил Рерих в ответ на мою реплику о важности налаживания более тесных связей между государствами региона, - каждая попытка в направлении создания какого-то дружественного и, может быть, лучшего взаимопонимания должна приветствоваться. Всегда! Так что, даже если не сможем достичь чего-то такого совершенного, исключительного, но всё-таки это будет какой-то шаг вперёд, в правильном направлении. Несомненно, самое главное – это найти какие-то пути к содружеству, отыскать точки соприкосновения, чтобы созидать дружбу. Это – самое важное, самое нужное и, может быть, самое сложное. Но, что уже хорошо, есть стремление к близости. Думают об этом, собираются вместе. А значит так или иначе растёт сознание людей, что нужно как-то объединиться на поле мира, на поле искания дружбы. И постепенно такое устремление крепнет, всё больше и больше люди думают и говорят об этом, хотят создать что-то предметное и позитивное. Главное, чтобы нарастало понимание, что это нужно, что надо высевать какие-то зёрнышки, которые могут дать добрые всходы. Пока мы не знаем точно, что же из посеянного может взойти. Но если усилия будут плодотворными, то мы будем всячески это приветствовать и всеми силами искать другие точки соприкосновения и надеяться, что будет всё больше таких вот попыток так или иначе объединить человечество. Потому что без объединения человечества, сами знаете, всё может быть очень печально.
- Вы, Святослав Николаевич, справедливо заметили, что у нас в стране развёрнута серьёзная перестройка. Она касается основ внутренней и внешней политики, меняются многие прежние установки, взят курс на инициированное Михаилом Горбачёвым новое мышление. На Ваш взгляд, что должно быть ключом к успешной реализации таких планов? На что нам надо полагаться в этом сложном деле?
- Что самое главное?.. – на миг задумался Рерих, — Это – человек. Как таковой. Дело ведь в том, что наша цивилизация, которая нам столько даёт и ещё даст, она должна быть управляема людьми, которые понимают те положительные и, может быть, отрицательные стороны, которые могут вдруг возникнуть. Чем человек управляет, что ему дано в руки, это одно. Главное, чтобы он знал, что нужно делать. А значит важны заложенные в нем основы понимания общих человеческих идеалов, ценностей. Поэтому необходимо, прежде всего, заботиться о формировании более совершенного человека. Это самая главная задача.
- Если я Вас правильно понял, созидание более совершенного мира нужно начинать с формирования соответствующего человека, а значит и нового человечества? Вы считаете, это возможно?..
- Да, конечно. Ведь в конечном счёте и океан состоит из капель. Так что и в данном случае добиться цели можно при наличии гигантского количества людей, объединённых на каких-то конструктивных, созидательных началах.
Как это сделать? Надо начинать создавать совершенную личность с самых ранних лет. Видите ли, лично я вот здесь, в Бангалоре, начал такой эксперимент в одной большой школе – Sri Aurobindo Memorial School. Занятия с детьми идут с младшего возраста, от трёх-четырёх лет, и продолжаются вплоть до поступления в университет. Конечно, базовое образование остаётся таким, как и в других, лучших индийских школах. Но к этому прибавляется, я бы сказал, философское и эстетическое просвещение, те же идеи Николая Константиновича, воспитывающее стремление к красоте. Это то, что я тоже считаю, самое главное. У нас подобрались превосходные преподаватели, соответствующие таким задачам. Благодаря этому между преподавателями и детьми устанавливаются прекрасные отношения, они любят друг друга. Для наших учащихся настоящая радость быть в этой школе. Это ощущение они сохраняют и в последующие годы. А что самое ценное – они продолжают нести в себе привязанность к воспринятым идеям, интересам. Поэтому, должен сказать, у нас получается прекрасный результат – вот те дети, уже подростки, это тот материал, из которого, мы надеемся, будет состоять будущее человечество.
Первоначально масштабы работы были маленькими, а сейчас это уже большой проект, который продолжает разрастаться. Почему? Потому что он нужен обществу. И мы с радостью видим теперь, как наши воспитанники легко входят в новую жизнь.
Гуру
В тот день наш разговор, как мне показалось, постепенно поднял настроение Святослава Николаевича. Во всяком случае, он вдруг задорно предложил: «А давайте-ка отправимся сейчас в короткое путешествие!»

Девика Рани и С.Н.Рерих у своего дома в Бангалоре
Мы вышли из дома, сели в машину и вскоре подъехали к зданию необычной архитектуры, отделанному серым камнем и окруженному зеленью сада и больших деревьев. Передо мной была Художественная академия штата - Карнатака Читракала Паришат (Karnataka Chitrakala Parishath). У центрального подъезда нас радушно встретил её руководитель – Нанджунда Рао.

Встреча у здания Художественной академии Карнатаки
Знакомство с учреждением, определяющую роль в создании и развитии которого сыграл Святослав Николаевич, началось с посещения выставочных залов, а продолжилось в творческих мастерских. Занимавшиеся там несколько студентов с нескрываемой радостью приветствовали Рериха, некоторые даже пытались выразить почтение общепринятым в Индии жестом – прикосновением к стопам своего гуру. И каждый старался воспользоваться возможностью, чтобы показать ему свои работы – не только эскизы или готовые картины, но и скульптурные произведения. Святослав Николаевич был сдержан в оценках и скуп в комментариях. Похвалил лишь двух-трех авторов весьма лаконичным, но ёмким определением “nice” - мило, симпатично, славно.

В залах Карнатака Читракала Паришат

В художественных мастерских Карнатака Читракала Паришат
За чаепитием в кабинете Н.Рао я узнал от своих собеседников, что их многолетняя дружба закладывалась ещё тогда, когда Рерих ходатайствовал перед правительством штата Карнатака о выделении под будущую Академию участка земли в центральной, престижной части Бангалора, хлопотал об обеспечении дополнительного финансирования для проекта. С 1975 года Святослав Николаевич вошёл в попечительский совет Академии, был активно вовлечён в осуществление практически всех начинаний, включая проектирование и строительство, обустройство новых экспозиционных пространств, формирование программ обучения художников, организацию выставок.
Как отметил Рао, для него он всегда был не только близким другом, но прежде всего мудрым наставником и надёжным единомышленником. Вместе они готовились воплотить и свой давний замысел создания в Читракала Паришат специальных залов для галереи имени Н.К.Рериха.
Забегая вперёд, замечу, что эта цель была успешно достигнута в 1990 году. В экспозицию вошли переданные в дар Святославом Николаевичем 117 картин – его и Николая Константиновича. С тех пор рериховская коллекция предмет несомненной гордости и уникальное достояние Академии.
Мне посчастливилось ещё в годы студенчества побывать в 1974 году в Третьяковской галерее на юбилейной выставке картин С.Н. Рериха, приуроченной к его 70-летию, а спустя десять лет - в Музее Востока на грандиозной совместной экспозиции произведений Н.К. и С.Н. Рерихов. Делясь со своими собеседниками впечатлениями от увиденного тогда, о небывалом успехе передвижных рериховских выставок, проводившихся во многих городах СССР, я заметил, как заискрились глаза и осветилось мягкой улыбкой лицо Святослава Николаевича.
- Меня всегда вдохновляло и радует то, что творчество Николая Константиновича и моё искусство вот именно так широко идёт по Союзу, - признался он. – Это тот прямой контакт, в который я очень верю. В данном случае, видите ли, мне вспоминается, что в мемуарах о встрече с Рембрандтом, состоявшейся в 17 веке, Лейбниц приводит слова художника о том, что каждый мазок на картине, каждая композиция и выбранные краски несут его внутренние переживания. То есть – всё, что Рембрандт чувствовал в то время, когда писал картину, как бы замыкалось в её пространстве. И Лейбниц записывает это в своих дневниках как очень важный, нужный ему постулат – что вибрации мысли художника остаются и живут в его полотне.
Вот почему и я говорю, что наши выставки, которые широко идут по Союзу, служат как бы таким мостом, который позволяет устанавливать живой контакт со зрителем, с человеком. А это именно то, что нужно! Потому что репродукции – это всё хорошо, прекрасно, но они не несут души, вибрации мыслей художника. Я очень верю в то, что должен быть такой прямой контакт художника с людьми, с теми, кто приходит на выставку, потому, что там они видят не только картину, но и воспринимают переживания её создателя.
- Сравнивая Ваши работы с произведениями Николая Константинович, искусствоведы нередко отмечают, что в Вашем творчестве на первый план вышел человек. Насколько справедливо такое суждение?
- Пожалуй, да, это так. Видите ли, Николай Константинович мыслил в широких планах и тяготел к декоративному искусству. Его пейзажи Гималаев, может быть, наилучшим образом запечатлели этот прекрасный горный массив мира. Он передал в них то, что не смог никто другой, создал целый такой многоликий портрет Гималаев. Я же всегда интересовался человеком как таковым. Поэтому и писал портреты – это был как бы мой прямой контакт с человеком.
Знамение
Конечно, тогда в связи с проектами Художественной Академии Карнатаки зашла речь и о других планах, связанных с сохранением наследия семьи Рерихов в Индии. Как последний её представитель, Святослав Николаевич полагал, что нужно безотлагательно приступать к восстановлению Института гималайских исследований «Урусвати», основанного Николаем Константиновичем в риховском имении в Наггаре. Признался, что мечтает о том, чтобы там совместно работали индийские и советские ученые, ведущие специалисты в разных отраслях знаний.
- Я думаю, возрождение «Урусвати» поможет осветить пути, по которым нам нужно следовать, увидеть или познать то, что откроет нам новые возможности и новые горизонты, - сказал он. Было видно, как его воодушевляют мысли о таких перспективах. «Мы с Девикой очень любим это место, - отметил Святослав Николаевич. – Правда, добираться в долину Кулу совсем нелегко, а в последние годы нам трудно даются утомительные поездки. Всё же надеемся ещё не раз там побывать.
Вполне вероятно, повинуясь настроению, которое пробудила наша беседа, Святослав Николаевич решил в тот незабываемый день сделать следующим пунктом подаренного мне путешествия рериховское имение «Татагуни». Оно было приобретено супружеской четой в пригороде Бангалора в конце сороковых годов прошлого века и на десятилетия превратилось в их главную обитель.
Поездка на машине не заняла много времени. Сразу после прибытия на место гостеприимные хозяева усадьбы, следуя установленной ими традиции, провели меня к огромному 600-летнему баньяну. Под густой зелёной сенью его развесистой кроны, образованной множеством стволов, возвышается обрамление из гранитных колонн, установленных над древним алтарём храма Мунишвара. Святослав Николаевич предложил мне оставить на этом священном месте в качестве подношения однорупиевую монету, ударить в храмовый колокол и загадать желание, пообещав, что оно непременно сбудется. Разумеется, я воспользовался такой необычной рекомендацией и, как позднее убедился, это не было напрасным.

Храм под сенью баньяна

Дом Рерихов в имении «Татагуни»

В гостиной усадебного дома в «Татагуни»
В живописном старинном усадебном особняке с черепичной крышей и увитым плетущимися растениями фасадом, мне показали гостиную и несколько примыкающих уютных комнат. В одной из них Девика осталась передохнуть, а Святослав Николаевич сопроводил меня в свою студию, расположенную рядом в отдельном здании.
Здесь, как и в жилом доме, на рабочем столе и полках было немало фотографий, скульптурных изображений, включая бронзовые изваяния божеств, множество различных других артефактов, памятных предметов и сувениров. Но в основном зал заполняли картины художника. Стоящие на нескольких мольбертах, развешанные на всех стенах или просто к ним прислонённые, именно они притягивали взгляд и внимание. Святослав Николаевич счёл необходимым отдельно показать мне полтора-два десятка работ, пояснив при этом их сюжеты. Было заметно, что ему самому очень приятно в очередной раз приобщаться к своим творениям.




В студии Святослава Николаевича в «Татагуни»
Прошло не менее получаса прежде чем он всё же решил подвести черту под такой увлекательной презентацией и, легко взмахнув рукой, пригласил меня за собой на прогулку по территории имения.
Миновав часть обширной плантации линалое - эфироносных деревьев, которые уже сбросили листву и после недавней обязательной обрезки имели довольно удручающий вид, - мы прошли по тропе на берег озера. От Александра Кадакина, давнего близкого друга супружеской четы, я знал, что иногда сюда из ближайших джунглей, примыкающих к просторному имению, приходили на водопой дикие слоны. Но на этот раз на их появление вряд ли можно было рассчитывать: громадная чаша земляного водоёма почти полностью пересохла.
Святослав Николаевич присел на каменную скамью и за несколько минут не проронил ни слова. Он явно не был готов застать озеро в таком бедственном состоянии и не скрывал своего огорчения. Потом пояснил мне, что обмеление стало последствием слабого муссона, который не принёс в минувшем сезоне обильных дождей. И, наверное, чтобы убедиться в своём предположении, повёл меня к глубокому колодцу, устроенному рядом с цехом, в котором из плодов линалое извлекалось драгоценное эфирное масло. Мы вместе заглянули в каменную горловину и увидели, что немного воды есть только на самом колодезном дне. Святослав Николаевич расстроился ещё больше. «Это плохая примета, дурное знамение для «Татагуни», - сказал он.
Разоблачение
Вспоминая впоследствии ту нашу поездку, непредвиденно завершившуюся на тревожной ноте, я долго не воспринимал всерьёз слова Рериха о предзнаменовании. Но, к сожалению, в определённом смысле они оправдались, когда имение «Татагуни» оказалось в эпицентре громкого скандала, вызванного преступными махинациями Мэри Джойс Пуначи, которая на протяжении почти двух десятилетий была личным секретарём Святослава Николаевича и Девики.
Признаки грядущих неурядиц проявлялись уже в конце 80-х годов. Тогда Святослав Николаевич перенёс операцию и, чтобы облегчить необходимый медицинский присмотр, он с Девикой поселились в обычном номере гостиницы «Ашока». Они, конечно, вряд ли могли предположить, что там им будет суждено провести все последние годы жизни. А между тем, как показали последующие события, такая вынужденная изоляция фактически поставила их в беспомощное положение заложников Мэри Пуначи.

С.Н.Рерих и М. Пунача
В этом мне довелось убедиться в очередной приезд в Бангалор, где я непременно останавливался в ближайшем номере того же отеля «Ашока» и мог при любой удобной возможности навестить Рерихов и пообщаться с ними. В тот вечер я застал как всегда нарядную Девику на её «дежурном» месте - у окна в холле напротив их комнаты. Она обрадовалась моему появлению, и мы принялись говорить о каких-то пустяках. Такое общение заметно поднимало настроение Девики, но на этот раз идиллию нарушило появление Мэри, которая, поздоровавшись с нами, вошла в номер, где был Святослав Николаевич. Меня тогда поразила резкая смена состояния Девики, которая вся сжалась с сникла, как если бы была чем-то напугана. А потом прошептала мне: «Запомни, что я скажу. Ей нельзя верить, она – хитрая бестия и лгунья».
Это откровение подталкивало иначе взглянуть на активность Мэри, которая за годы нашего знакомства превратилась из скромной, внимательной, исполнительной помощницы в ловкого манипулятора. Она уже ничуть не смущалась в моём присутствии демонстративно проявлять своё влияние и навязчивую незаменимость. Удивляла и настораживала её напористая манера без должных разъяснений подавать на подпись Рериху целые пачки счетов, писем и других бумаг. Как выяснилось в ходе расследования, вместе с ними подсовывались и разного рода фальшивки, предназначенные для того, чтобы провернуть задуманные фальсификации.
Зловещий смысл того, что вытворяла секретарша, пользуясь доверием престарелой четы, стал проясняться, когда за год до кончины Рериха разразилась скандальная тяжба вокруг «Татагуни», отравившая весь последний период жизни Святослава Николаевича и Девики. Тогда сразу несколько нечистоплотных дельцов с документами в руках взялись доказывать, что им продана большая часть имения. Общая сумма сделок приближалась к 20 млн рупий, хотя всем было понятно, что реальная цена земли с плантацией эфироносных деревьев гораздо выше.

М.Пунача держалась как полноправная хозяйка имения
Потрясённые Рерихи как могли отвергали притязания на их собственность. Пресечь посягательства помогли вмешательство правительства штата, поддержка со стороны их верных друзей, твердая позиция российского посольства в Индии. Показательно, что среди претендентов на солидную долю «Татагуни» оказался и родственник Мэри, на неё же в бангалорские суды поступили четыре иска от других несостоявшихся покупателей земли.
За первым разоблачением последовали и другие. Уже после ухода из жизни Святослава Николаевича и Девики полиция обнаружила почти шесть тонн контрабандного сандалового дерева, припрятанного в «Татагуни» и предназначенного для продажи на чёрном рынке. По «горячим следам» в ходе расследования был арестован муж Мэри – Анил Пунача. Полиция вскрыла и факты пропажи сохранявшихся в имении картин и древних произведений искусства из богатейшего рериховского собрания. Более того, после кончины Девики на поверхность всплыли сведения о существовании неких загадочных «завещаний» С.Н.Рериха и его супруги. Стремясь прибрать к рукам их наследство, Мэри утверждала, что эти бумаги, якобы наделяли её правом полностью распоряжаться всем рериховским имуществом. Истинные масштабы злоупотреблений и вопиющих афер секретарши можно оценить хотя бы по тому, что, получая за свою службу скромную зарплату, она за годы работы у Рерихов стала владелицей нескольких автомашин, кафе-мороженого, ресторана с игорным заведением, отдельного дома, нескольких квартир и другой недвижимости в Бангалоре, а также кофейной плантации.
Тяжёлым последствием её махинаций стала бесконечная череда расследований и судебных разбирательств, блокировавших на много лет планы превращения «Татагуни» в полноценный музейный и культурно-просветительский комплекс. Власти штата Карнатака неоднократно анонсировали связанные с этим проекты, объявляли о намерении выделить значительные финансовые средства на их осуществление. Однако на деле всё пока ограничивается поддержанием в благопристойном состоянии мраморного мемориала на месте последнего упокоения Святослава Николаевича и Девики. Проведен также косметический ремонт усадебного дома.
Отрадно, что не так давно Совету по управлению рериховским имением, сформированному после национализации «Татагуни», удалось добиться решения Верховного суда Карнатаки о передаче на реставрацию коллекции из 241 картины Святослава Николаевича, находившихся многие годы на хранении под контролем правоохранительных органов штата. К сожалению, за минувший период некоторые полотна существенно пострадали и давно требовали принятия мер для их спасения. Тщательное обследование картин самыми современными методами и их последующую реставрацию теперь осуществляют квалифицированные специалисты Индийского национального фонда искусства и культурного наследия (INTACH). В основном работы уже проведены. Предполагается, что коллекция вернётся в «Татагуни» в специальную галерею, средства на строительство которой выделит правительство Карнатаки.
Наследие
Мысленно возвращаясь сейчас на 30-40 лет назад к описываемым дням, невольно убеждаешься, как немало из того, с чем было суждено тогда соприкоснутся, неумолимо уходит в небытие, забывается. Не секрет, что большинству людей свойственна короткая память. И всё же сокровенные уголки человеческого сознания умеют хранить воспоминания, которые не должны подвергаться забвению.
Сложилось так, что за суммарные четверть века работы и жизни в Индии всё, что у меня было связано с Рерихами, тесно переплелось с судьбой нашего выдающегося дипломата А.М.Кадакина. Мы близко познакомились в конце 70-х, но регулярно взаимодействовать на рериховском направлении начали с 1989 года, когда Александр Михайлович был назначен советником-посланником советского посольства, а я после многолетней работы в Нью-Дели корреспондентом вновь вернулся туда уже в качестве заведующего отделением ТАСС.
К тому времени у Кадакина были не просто прочные, а тёплые, сердечные личные контакты со Святославом Николаевичем и Девикой, зародившиеся ещё в 1971 году, когда он был в Индии на преддипломной практике. В дальнейшем они только крепли и, как считал сам Александр Михайлович, стали важной составляющей в его дипломатической карьере. Вполне закономерно, что при его непосредственном участии в 1990 году была исполнена воля С.Н.Рериха и в Россию отправлено из Бангалора беспрецедентное по объему и культурно-исторической ценности достояние - 437 картин Николая Рериха и 4,5 тонны архивов. Кадакин часто с нескрываемой гордостью подчеркивал, что ни одно русское наследие не возвращалось на родину в таких масштабах и настолько целостным. Причем в соответствии с пожеланием Святослава Николаевича всё это было передано общественному Советскому Фонду Рерихов для создававшегося в Москве музея.
Разумеется, в те дни мы постоянно обменивались информацией о ходе подготовки такого беспрецедентного события, а позднее часто вспоминали, насколько сложно было согласовать и урегулировать различные организационные вопросы. Кадакин не скрывал, что решению задачи очень помог Раджив Ганди, с которым он специально несколько раз встречался, чтобы обговорить детали. Именно с его разрешения прилетел спецрейсом самолет, на котором наследие было благополучно доставлено в Россию. Со стороны Раджива это было вполне естественное и оправданное стремление: семья Неру-Ганди близко дружила с Рерихами, в мае 1942 года Джавахарлал Неру и Индира Ганди даже гостили у них около двух недель дома в Кулу.

А.М.Кадакин и С.Н.Рерих в делийском аэропорту
Многолетняя крепкая дружба Кадакина с Рерихами стала также ключевым фактором, определившим будущее фамильного рериховского имения в Наггаре в гималайской долине Кулу. Именно ему в 1991 году Святослав Николаевич выдал генеральную доверенность на распоряжение всем движимым и недвижимым имуществом усадьбы и одновременно поручил создать Международный мемориальный трест Рерихов (ММТР).
Завещание
Предваряя это событие, с подачи А.М.Кадакина я снова отправился в Бангалор. Наша встреча состоялась 25 января 1991 года в уже знакомом мне гостиничном номере отеля «Ашока», где проживала чета Рерихов. К счастью, Святослав Николаевич чувствовал себя в те дни настолько хорошо, что радушно пригласил меня разделить с ним и Девикой легкий завтрак, который перетёк в довольно продолжительную беседу. Транскрипт записи того нашего разговора я недавно нашёл в своём давнем журналистском архиве.

Перед беседой в номере гостиницы «Ашока»
Судя по пометкам на полях текста, меня тогда тронуло то, что о рериховской усадьбе в Гималаях Святослав Николаевич вспоминал с ощутимым душевным трепетом - как об очень сокровенном, дорогом сердцу. Должно быть, потому, что для него это место связано, прежде всего, с годами, проведенными с самыми близкими людьми в каждодневных трудах во имя дела, которому они посвятили свою жизнь. И кажется, говоря о Кулу, он как бы видел пред собой и прекрасную долину, и обрамляющие её гималайские вершины, и дом на склоне горы, и своих родных – отца, матушку, брата.
- Какую ставили перед собой цель – задумчиво повторил С.Н.Рерих мой вопрос. – Работали вот над чем: искали пути к созданию более счастливого, гармоничного мира.
- Это – очень широкая идея…
- Да, очень широкая, но она была главной, ведущей: построение нового мира, новой жизни. Это было общей целью и Николая Константиновича, и Елены Ивановны, и Юрия Николаевича. Шли они к ней параллельно. У них были совершенно исключительные знания истории, замечательное понимание основ, на которых построено прошлое и настоящее. Они могли свободно черпать из глубин этой кладовой то, что было самым полезным и самым нужным, и выводить из этого свои новые идеи. И, конечно, помогало особенное трудолюбие. Юрий Николаевич всё время искал новые возможности для расширения контактов и, должен сказать, это ему прекрасно удавалось. Его работы, а сделал он очень многое и мог бы сделать ещё больше, принесли и, я уверен, ещё дадут много результатов. Некоторые из них пока не очень видны и ясны, не до конца осознаны. Но следы их встречаются повсюду. Один из них - в стремлении добиться действительного сближения и единства советского и индийского народов, их культур, создать общий мост между другими странами и народами.
- А как видятся Вам, Святослав Николаевич, возможности возрождения этого большого дела, воссоздания Института гималайских исследований «Урусвати»?
- К этому можно подходить с разных сторон. Но, конечно, для начала возрожденный центр в Кулу мог бы быть использован, скажем, летом, как место, где собираются учёные, специалисты, которые занимаются изучением этих вопросов, хотят продолжить начатые когда-то исследования. Я считаю, что это было бы правильным подходом: дать возможность центру себя проявить. И при этом всё должно идти из жизни в жизнь…
- Мы мечтаем, - включилась в наш разговор госпожа Девика, - чтобы центр в Кулу стал мемориалом профессору Рериху – учёному и художнику. А для этого только создания там музея недостаточно. Нужно, чтобы в Кулу снова началась исследовательская работа. Мы бывали в Советском Союзе, хорошо знакомы с вашими известными учёными. Но хочется, чтобы в Кулу трудились не только именитые ветераны науки. Туда должны приезжать молодые исследователи, искатели которых не страшат трудные горные экспедиции, те, за кем будущее.
- В «Урусвати» исследования велись по истории, этнографии, лингвистике, археологии, естественным наукам, в том числе восточной медицине, фармакопеи, геологии, ботанике, химии и многим другим направлениям. На что, по Вашему мнению, нужно обратить внимание сейчас?
- Очень важно, - отметил Святослав Николаевич, - соединить вместе всё необходимое, собрать все направления под единой сферой. Потому что, если мы займёмся этим именно так широко, глядя в будущее, можно получить очень ценные сведения, совершенно неожиданные идеи и комбинации, которые даже трудно себе представить. Думаю, что изучение контактов, культур, которые проявляются в Гималаях, может привести к таким открытиям. Кроме того, мы знаем, что это – путь к дружбе, к добрым началам, который имеет под собой большую основу. И он выведет нас к новым горизонтам.
- И как же нам идти по этому пути, особенно в нынешнее непростое время, на чём сосредоточить внимание, чтобы достичь цели?
- Самое главное это – развитие человека как такового. Мы знаем, чувствуем, какие человеческие качества являются основами совершенства. Они – общие и как бы разлиты по всему миру. Вот их и нужно стремиться раскрыть и развить. В этом – главная задача и её можно решить. Нужно только обратиться ко всему тому, что затрагивает струны человеческие. И тогда человек со временем должен подняться и уже идти дальше новыми путями. На этом вот и был основан «Урусвати»: выявить и кристаллизовать основы тех прекрасных черт и принципов, по которым и можно вести искания нового мира. И при этом мы должны всегда помнить, что нужно стремиться к более совершенному человеку, направлять на это все наши усилия.
- А что нам в этом поможет, какова может быть роль, скажем, культуры?
- Конечно, очень велика. Так же, как, например, роль красоты. Красота – это ведущее начало, ведущий принцип, который открывает человеку новые пути. Это люди чувствовали и понимали ещё с глубокой древности. Так что – всегда и во всём будем стремиться к красоте, основе всего. Помните, как у Платона: от прекрасных образов мы придём к прекрасным идеям, а от них – к прекрасным делам.
- Святослав Николаевич, Вы вот интересовались последними новостями о жизни нашей страны. Я понял, что Вы постоянно следите за событиями, за переменами, которые у нас происходят. Как Вы к ним относитесь, как воспринимаете трудности, на которые мы сейчас наталкиваемся?
- Я так скажу, дорогой мой: осложнения неизбежны, когда создаётся что-то новое. Должен признаться, что имел возможность несколько раз встречаться с Михаилом Сергеевичем Горбачёвым и Раисой Максимовной. Они произвели на меня прекрасное впечатление. В нём я увидел как раз такие основы, с которыми связаны новые перспективы и горизонты. Думаю, предстоит ещё много всяких трудностей. Но, с другой стороны, есть и то, что радует, вдохновляет. Поэтому мы не должны бояться идти вперёд, опасаться того, что происходит. Мы должны помнить, что это – наши уроки, без которых всё равно не продвинуться. Народ, вся страна должны их постигать с осознанием того, что нам всё-таки суждено пройти по тому пути к новому, к ларцу с жемчугом исканий. И будем смело смотреть в будущее, знать, что путь этот – правильный и выведет он нас к чему-то чрезвычайно нужному, прекрасному.
- Вы, конечно, знаете, Святослав Николаевич, что в нашей стране очень быстро растёт интерес к научному и творческому наследию семьи Рерихов, насчитывается уже более 80 различных объединений, включившихся в это движение. Большая работа начата Советским фондом Рерихов. Какие надежды Вы с этим связываете?
- Надежды на то, что всё это поможет осветить пути, по которым нам нужно следовать, поможет увидеть или познать то, что откроет нам новые возможности. Сделать предстоит очень много. Это совсем не просто, и потому, должно быть, не всегда дело продвигается так быстро, как нам хотелось бы. Я думаю, что вся ведущаяся работа должна стать и важной частью усилий, которые направляются на сближение Советского Союза и Индии, поиск новых точек соприкосновения. Нашим странам всегда, на протяжении всей истории как бы самой судьбой была предопределена взаимная устремлённость к дружбе. Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич видели в них две большие опоры человечества и многое делали для того, чтобы укрепить связующий их мост. Хорошо, что сейчас над этим задумывается всё больше людей, понимая, что всем нам нужно объединиться на поле мира, чтобы засеять его зёрнами, которые дадут добрые всходы.
Перед расставанием Святослав Николаевич сделал в моём блокноте запись, которую можно воспринимать как его завещание: «Будем всегда стремиться к прекрасному!».

Святослав Николаевич делает запись в моём блокноте
Память
Оглядываясь сейчас на то, как складывалась судьба имения Рерихов в Наггаре, не могу не признать, что Святослав Николаевич, определяя своего поверенного, наделённого особыми полномочиями в создании мемориального комплекса, принял единственно верное решение. А.М.Кадакин энергично взялся за дело, мобилизуя поддержку этому важному начинанию. Среди тех, кто благословил рождение нового объединения, были президент России Б.Н.Ельцин и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, направившие приветственные послания С.Н.Рериху. Желание сотрудничать на благо рериховского дома-музея и возрождения «Урусвати», превратить ММТР в центр постоянных контактов деятелей науки и культуры России, Индии и других стран подтвердили правительство штата Химачал-Прадеш, руководство Индийского совета по культурным связям.
Однако такой позитивный отклик далеко не всегда сопровождался реальной помощью, дефицит которой на начальном этапе ощущался весьма остро. И потому по призыву Александра Михайловича в Наггар регулярно отправлялись «десанты добровольцев» - сотрудников посольства и других российских представительств, которые выполняли неотложные ремонтные работы в жилом доме и в здании «Урусвати», приводили в порядок территорию, сажали десятки молодых яблонь в старом, обветшавшем саду. И конечно, первыми шагами была подготовка имения для посещения туристами, открытие галереи с экспозицией картин Николая Константиновича и Святослава Рерихов.
Стоит также напомнить о том, что становление нового учреждения давалось нелегко и по другим причинам. Воспользовавшись кончиной Рериха и прикрываясь затерроризированной, немощной Девикой, которая с большим трудом могла поставить собственную подпись, всё та же Мэри Пунача развернула бурную деятельность, пробивая себе место в руководстве ММТР. Ей удалось легализовать альтернативные уставные документы Треста взамен официально завизированных Святославом Николаевичем, что в дальнейшем дало основания для деструктивных манипуляций, нацеленных на вытеснение российской стороны из ММТР.
Принципиально новый этап в развитии заповедного рериховского комплекса в Наггаре начался в 1999 году с назначением А.М.Кадакина чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации в Индии. Спустя десять лет, повторно вернувшись в Нью-Дели в качестве главы дипмиссии нашей страны, он вывел эту работу на ещё более высокий системный уровень.
Мне посчастливилось в течение восьми с лишним лет, вплоть до безвременного ухода из жизни Александра Михайловича 26 января 2017 года, трудиться в его команде в качестве старшего советника посольства, непосредственно занимаясь среди прочего также и рериховской тематикой. Вспоминая тот насыщенный разнообразными делами период, ясно осознаешь, насколько значительной и плодотворной была его роль в сохранении в Индии наследия великой русской семьи
Пожалуй, в числе главных заслуг Кадакина - закрепление постоянного статуса посла России (по должности) в качестве вице-президента ММТР, а также обязательное и безусловное вхождение российских представителей в состав основного руководящего органа этого учреждения – Попечительского Совета. Обеспечить стабильность такого структурного паритета, отражающего двусторонний характер ММТР как российско-индийского учреждения, было отнюдь не просто. В памяти сохраняется ощущение острой тревоги, вызванное тем, что в какой-то момент непомерные амбиции одного из влиятельных индийских попечителей подтолкнули его к антироссийским выпадам в прессе, спровоцировавшим большой общественный резонанс и вполне реальную угрозу рейдерского захвата имения. Положение тогда спасла исключительно принципиальная, жесткая и наступательная позиция Александра Михайловича, который добился вмешательства в урегулирование ситуации самых высоких политико-административных инстанций.
Важное значение имело то, что по настоянию Кадакина была утверждена практика назначения российского и индийского кураторов ММТР. На этом поприще с нашей стороны десять лет подряд трудилась Алена Адамкова, а с 2012 года с ответственной миссией успешно справляется Лариса Сургина.
Александр Михайлович часто повторял, что имение в Наггаре нужно превратить в культурный, научно-исследовательский и просветительский центр мирового уровня. «Мне претит сама мысль о какой-либо коммерциализации ММТР, - говорил он, делясь со мной своим видением перспектив развития комплекса. - В границах мемориальной усадьбы Рерихов не должно быть закусочных, ресторанов, площадок для пикников, развлекательных заведений. Это совершенно уникальный уголок, где загадочность великих Гималаев сливается с многовековой мудростью России и Индии. И ничто не должно нарушать здесь атмосферу высокой духовности, подобную той, что царит в храме, или вторгаться в естественную природную среду. Не менее трудная задача – уберечь это место от тех, кто, выдавая себя за последователей рериховской философской и художественной школы, на деле относится к настоящим авантюристам, готовым любым способом заработать на Рерихах».

А.М.Кадакин на традиционном рериховском фестивале в ММТР
Опираясь на такой подход, во взаимодействии с правительством Химачал-Прадеша и другими индийскими государственными учреждениями, с привлечением российских спонсоров, меценатов и других партнёров планомерно решались разнообразные организационные и хозяйственные проблемы, включая ремонт и реконструкцию дома-музея, помещений «Урусвати» и бывшего лабораторного корпуса, строительство отдельного здания, в котором разместились выставочный и семинарский залы, столовая, магазин книг и сувениров, несколько гостиничных номеров. В ММТР появилась концертно-театральная площадка, сцену которой обрамляют 18 деревянных колонн, украшенных традиционной химачальской резьбой. А для юных жителей Наггара и других поселений долины Кулу успешно действует колледж искусств имени Е.И.Рерих, где ведётся преподавание по нескольким направлениям, включая живопись, классическую индийскую музыку и танцы.
В повседневной деятельности ММТР большое внимание уделяется расширению и совершенствованию постоянных экспозиций, а также регулярному проведению художественных выставок российских и индийских авторов, мастер-классов, международных научно-практических конференций, круглых столов, семинаров. Замечательной традицией стали российско-индийские культурные фестивали. Они организуются дважды в год – в первых числах мая и в октябре, когда отмечаются дни рождения Николая Константиновича и Святослава Николаевича. В насыщенных программах таких праздников принимают участие популярные творческие коллективы и артисты двух стран, художники, авторитетные исследователи и подлинные ценители наследия Рерихов. Всё это способствует неуклонному повышению притягательности заповедной усадьбы, которую ежегодно посещают десятки тысяч индийских и зарубежных туристов.

Президент НРК А.П.Лосюков, президент ICCR профессор Локеш Чандра и А.М.Кадакин на открытии выставки в Дели
Сегодня без каких-то преувеличений можно сказать, что за многим из достигнутого на долгом пути превращения имения Рерихов в Наггаре в благотворный очаг культуры, науки и просвещения стоит фигура А.М.Кадакина. Вспоминаю слова, сказанные им во время последнего приезда в долину Кулу. Мы стояли на террасе дома-музея, любуясь чудесным видом, и он задумчиво произнёс: «Однажды нас с тобой уже не будет, но пока что-то от нас зависит, надо, чтобы всё здесь продолжало наполняться жизнью. Это будет лучшей данью памяти Рерихам».
***
С.В.Кармалито, заслуженный работник культуры РФ, журналист, дипломат
Фотографии из личных архивов автора и А.М.Кадакина
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕРИХОВСКИЙ КОМИТЕТ